Близорукость: наводим на резкость

Близорукость: наводим на резкость

Детское зрение – очень тонкий и сложный механизм, требующий особой заботы и внимания. Даже если при рождении у малыша отличное зрение, риск развития близорукости серьёзно возрастает к шести-семи годам. Именно в это время увеличивается зрительная нагрузка: ребёнок учится читать, чаще смотрит телевизор, знакомится с компьютером. Первые школьные годы и связанные с ними стрессы только усугубляют ситуацию. Что делать, если врач-офтальмолог поставил школьнику диагноз «близорукость»?

Миопия – что это означает?

Миопия или близорукость – это одно из наиболее распространённых нарушений зрения у детей, особенно начиная с первых классов школы. Его отличие в том, что при рассматривании удалённых предметов фокус изображения находится перед сетчаткой, а не непосредственно на ней, как при нормальном зрении. Таким образом, изображение удалённых предметов получается расплывчатым, поэтому близорукий человек плохо видит вдаль.

Близорукость бывает врождённой, а может проявиться с возрастом по мере увеличения зрительной нагрузки. Развитию миопии способствуют малоподвижный образ жизни, нарушение гигиенических норм при чтении, длительная работа на близком расстоянии, а также раннее и интенсивное использование электронных устройств.

Зрительные перегрузки, как уже было сказано, способствуют тому, что у школьника начинают проявляться первые признаки близорукости. Главное – не упустить этот момент! Родителям важно знать: если ухудшение зрения происходит постепенно, то ребёнок может не понимать своего состояния и не жаловаться на зрение. Если он стал щуриться, садиться ближе к экрану телевизора, наклонять голову, жаловаться на головную боль – нужно обязательно показать его детскому офтальмологу.

Если миопия прогрессирует

В этом случае нужно проводить лечение, которое назначит врач, и обязательно корригировать зрение с помощью очков или контактных линз. Однако если у ребёнка степень миопии высокая, то он может плохо переносить очки с сильными минусовыми линзами, так как в них очертания предметов искажаются, размер изображения уменьшается, а при перемещении взгляда в стороны и по диагонали возникают специфические «призматические» эффекты. Коррекция с помощью контактных линз позволяет избежать подобных проблем. В таких линзах размер изображения на сетчатке будет реальным, поэтому и острота зрения будет выше. Специальные исследования показали, что в качестве первого средства коррекции миопии в детском и подростковом возрасте оптимально использовать мягкие контактные линзы.

Коррекция близорукости

Если миопию не корригировать или коррекция будет не полной, то близорукость начинает быстрее прогрессировать. Кроме того, отсутствие лечения приводит к появлению других проблем, часто психологических.

Нечёткое зрение нередко становится причиной неуверенности в себе, развития комплексов, связанных с внешностью. Возникают трудности с уроками. Школьник может не видеть, что написано на доске, или опасаться выполнять упражнения на физкультуре из-за плохой ориентации в пространстве. Подростки часто чувствуют себя отверженными из-за того, что не видят так же чётко, как их ровесники. А ещё проблемы со зрением могут негативно повлиять на выбор будущей профессии.

Контактные линзы как средства коррекции миопии у детей бывают предпочтительнее очков по целому ряду причин:

  • Очки, в отличие от линз, меняют естественный облик ребёнка. Девочки считают, что очки портят их красоту, а у мальчиков они ассоциируются с недостаточной мужественностью.
  • В очках не так удобно вести активный образ жизни и заниматься спортом. Они могут запотеть, сползти на нос, упасть и даже разбиться, а в контактных линзах ничто не ограничивает свободу движения.
  • Контактные линзы не ощущаются на глазах, удобны в использовании и не требуют особого ухода. Например, однодневные линзы вообще не нуждаются в уходе. Достаточно утром достать свежую пару линз из стерильного блистера, а вечером перед сном просто выбросить использованные.

Меры профилактики

Для того чтобы поддержать зрение ребёнка, важно соблюдать основные гигиенические нормы по организации его рабочего места и контролировать время, проводимое за телевизором, компьютером, книгами. Лучше, если окна детской комнаты будут выходить на юго-восточную сторону, где больше солнца и света. Для лучших условий зрительной работы стол установите так, чтобы свет падал слева (для левшей – справа). Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 40 см. Часто только естественного освещения бывает недостаточно, поэтому необходимо дополнять его искусственным – люстрой и настольной лампой.

Если у школьника миопия, полезно делать гимнастику для улучшения зрения. Она снимает зрительное утомление и улучшает кровообращение в глазах.

Зрительная гимнастика

Предлагаемый комплекс упражнений для коррекции миопии рекомендуется выполнять сидя.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.
  2. Быстро моргать в течение 1–2 минут.
  3. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки закрытых глаз на 2 секунды. Повторить 3–4 раза.
  4. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая голову. Повторить 5–10 раз.
  5. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения 4 и 5 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами, повторяя каждое 3–4 раза с интервалом 1–2 минуты.

Упражнение по тренировке аккомодации «Метка на стекле»

Ребёнок (в назначенных ему очках для дали или контактных линзах) становится у окна на расстоянии 35–40 см от оконного стекла. На стекле на уровне его глаза фломастером рисуется красная метка диаметром 3–5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, ребёнок замечает какой-либо мелкий предмет, затем смотрит поочередно то на метку на стекле, то на этот предмет за окном. Смотреть нужно по 5 секунд (можно сосчитать до десяти).

Упражнения проводятся 2 раза в день в течение 15–20 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня – 5 минут и остальные дни – 7 минут. Такие упражнения важно выполнять в течение месяца с перерывом в 10–15 дней в течение всего учебного года (за исключением каникул).

эксперт: Ольга Кольченко, врач-офтальмолог, менеджер по медицинским вопросам компании «Джонсон  & Джонсон»