С маской по жизни

С маской по жизни

Школьный класс – копия любого другого коллектива. В нем обязательно есть свои умник, клоун, изгой, ябеда… По какому принципу дети распределяют между собой эти роли? Что скрывается под масками? И как вести себя взрослым, чтобы та или иная манера поведения ребенка не мешала его учебе? На эти вопросы отвечают Оксана Раздувалова, учитель начальных классов, победитель конкурса «Лучший учитель России» в рамках национального проекта «Образование», и школьный психолог Елена Блохина.

Когда дети приходят в 1-й класс, примерно до Нового года все они только знакомятся и стараются быть хорошими.

Но уже через 3–4 месяца, освоившись в новой обстановке, каждый начинает проявлять индивидуальность. И, как следствие, исполнять в коллективе определенную роль.

Психологи утверждают: под масками, которые примеряют на себя наши дети, чаще всего скрываются их внутренние страхи и проблемы.

К сожалению, рамки, в которые ребенок загоняет сам себя, могут мешать не только учебе, но и полноценному развитию его личности.Постараемся этого не допустить.

«Застенчивый ботан»

Когда третьеклассника Сережу вызывают к доске, по классу прокатывается смешок. Ребята с удовольствием наблюдают, как лицо товарища заливается ярким румянцем смущения. Сережа с трудом выдавливает слова. Оговаривается. И под хохот класса замолкает окончательно.

— Садись на место, – безнадежно машет на него рукой учитель.

И при этом всем известно: Сергей – один из лучших учеников в своей параллели.

Оксана Раздувалова: Перед нами – наглядный пример гиперстеснительности. Такие дети с трудом выдают информацию, панически опасаясь ошибиться.

Для того чтобы преодолеть этот страх, учитель может организовать работу ученика в группе. То есть дать одно задание на 2–3-х человек. Ведь застенчивому ребенку общаться со сверстниками легче, чем со взрослыми. Поэтому он может тихонько сказать правильный ответ партнеру по группе. А тот уже озвучит его от имени всей группы. Важно помнить, что при этом учитель должен похвалить каждого!

А еще страх стеснительного ученика перед публичными выступлениями можно побороть, поручая ему время от времени готовить доклад на интересные для него самого темы. Например, если дома у него живет собака или кот, пусть ребенок расскажет на классном часе о повадках своего домашнего животного.

Елена Блохина: Корни подобной стеснительности обычно кроются в семье. Так, если родители нагнетают ужас перед школой, учителями, плохими оценками, замечаниями по поведению, то чего ждать от младшеклассника?

Безоговорочный культ успеваемости и дисциплины способен вогнать маленького ребенка в ступор. Школьнику страшно ошибиться и, как ему кажется, опозориться перед учителем и классом. И подвести тем самым своих родителей.

«Номер один»

…Начало урока. Учитель просит сдать тетради с домашним заданием. Но четвероклассники Игорь и Максим объявляют, что не выполнили его.

— Это какое-то недоразумение! – восклицает мама Максима, которая пришла в школу выяснить, почему сын получил двойку. – Мы ведь это задание вместе дома разобрали. И Макс все записал в тетрадь!

Учительница стала разбираться, и выяснилось: задание не выполнил Игорь – мальчик, который стремится к лидерству во всем, в том числе и в учебе. Неудивительно, что, даже поленившись, он не захотел оказаться хуже всех. Вот и подговорил друга проявить солидарность.

О. Раздувалова: В этом случае мы имеем дело с ребенком, перед которым стоит цель во всем быть первым. Ради этого он готов клянчить пятерки. А в любой невыгодной для него ситуации стремится извернуться и выйти сухим из воды. Или и других утянуть за собой. Порой такие дети могут даже отказываться выполнить задание учителя, если не уверены, что сделают все на пять! И со сверстниками будут общаться только при условии своего успеха и лидерства. Как правило, установку «быть № 1» они получают в семье. Поэтому учителю сложно найти общий язык с их родителями – ведь они всегда на стороне своих детей, что бы они ни совершили.

Е. Блохина: Родители, которые внушают своим детям: «Ты – гений! Ты можешь быть только первым!» – рискуют. Причем не только здоровьем ребенка, но и его жизнью. Истории, когда выпускник идет на золотую медаль, но сбивается с этого пути и после выпускного прыгает из окна – именно про них. Про тех, кто не вынес давления и груза ответственности.

«Выскочка»

— Меня! Спросите меня! – первоклассник Никита тянет руку, подпрыгивая на стуле от нетерпения. Хотя учитель даже не успел до конца объяснить задание. Он всегда торопится высказать свою точку зрения. Пусть даже не всегда правильно. У него есть мнение по любому вопросу. Никита часто подает реплики с места, мешая отвечать товарищам…

О. Раздувалова: В каждом классе обязательно есть такой «выскочка». Конечно, он досаждает учителю: ведь на уроке каждая минута – золотая. А подобные ученики, начиная отвечать по существу, обычно уходят в отвлеченные рассуждения. Но если не дать ему договорить, он все 5 уроков будет настаивать, чтобы его выслушали. Где выход? Пусть он всегда отвечает на вопрос первым. А потом учитель спросит ребят: в чем всезнайка прав, а в чем – нет. А в 3–4-м классе нейтрализовать его активность поможет индивидуальное письменное задание по той же теме, которую в данный момент изучает класс.

Кстати, поведение «выскочки» – сигнал для родителей. Возможно, они недостаточно с ним общаются. Или их позиция такова: пусть болтает все, что хочет, лишь бы не мешал! И ребенок в итоге не приучен правильно строить диалог и доводить мысль до конца.

Е. Блохина: Цель любого младшеклассника – заявить о себе. А также – как бы это парадоксально ни звучало в данном случае! – понравиться учителю. Дети ведь не в состоянии реально оценивать впечатление, которое производят на окружающих. Вот кто-то и берет на себя роль «выскочки».

Как правило, это дети холерического склада, и у них слабо развит самоконтроль. Отсюда – бурные переживания, безудержное веселье. Они не выносят безразличия к себе. При этом у «выскочки» обычно высокая самооценка. Поэтому все замечания ему нужно делать тактично. И стоит направить энергию в спортивное русло: такому ребенку, например, подойдут командные виды спорта.

А вот флегматик, которому любую тему необходимо обдумать и обсудить до конца, «выскочкой» никогда не бывает, даже если знает столько же, сколько и более «расторопные» одноклассники.

«Клоун»

…У 4 «Б» урок математики. Учитель объясняет новую тему, но ученики не могут сосредоточиться. Ведь в центре внимания – опять Костя. Сегодня он забрался под парту и оттуда запускает бумажные самолетики.

— Отправляйся в угол! – не выдерживает учитель. И через минуту класс заходится от хохота. В углу над Костиком – телевизор. И он, накрутив на шею телевизионный кабель, изображает повешенного…

О. Раздувалова: Умненькие, но чрезвычайно подвижные дети – примета нашего времени. Они просто физически не способны просидеть спокойно 45 минут. При этом, например, в 1-м классе возникший смех остановить практически невозможно. Так что важно его не допустить.

Поэтому во время урока я ориентируюсь именно на такого «клоуна». Как только заканчивается его запас терпения, я устраиваю для класса физкультминутку. А еще мы иногда играем в «вопрос–ответ»: я задаю вопрос и кидаю мячик ученику, который должен ответить. Так вот, именно «клоун» обычно кидает мячик вместо меня.

Е. Блохина: Как правило, дети-«клоуны» растут в сложных семьях: там, где слишком строгий папа или не слишком ласковая, неэмоциональная мама.

Так что родителям стоит задуматься: из-за чего так тревожен их ребенок? Школьная клоунада – это, чаще всего, способ справиться с каким-то внутренним напряжением, со скрытыми страхами.

Порой, веселя одноклассников, ребенок стремится отвлечь их внимание от своих проблем с учебой.

Чем помочь таким детям? Во-первых, ликвидировать возможные пробелы в учебе. Во-вторых, как можно больше хвалить: их чувство юмора, пластику… А вот сердиться на «клоуна» и призывать его к порядку бесполезно!

«Тормоз»

…Звенит звонок на перемену, а второклассник Денис опять не успел сделать заданное. К этому уже все привыкли. Как и к тому, что когда учитель его о чем-то спрашивает, мальчик часто отвечает невпопад. Ребята над ним смеются: «Тормоз! Все как до жирафа доходит!»

А он становится только медлительнее.

О. Раздувалова: Если речь не идет о каких-то функциональных нарушениях, все поправимо. Например, тугодума можно вовлекать в групповые задания. Причем включать его в сильную группу. Коллективный поиск ответа демонстрирует ребенку: у него тоже все получается. Нужно только подучить что-то конкретное. Дело в том, что дети такого склада часто становятся в классе изгоями, посмешищем. И педагогу необходимо внушать им уверенность в себе и поднимать их авторитет среди ровесников.

Е. Блохина: Главное в работе с тугодумом – никогда его не торопить! Ведь его поведение – врожденное свойство нервной системы. То есть кто-то на внешние раздражители реагирует мгновенно, а он – медленно. Родители таких детей часто впадают в крайности: либо без конца его ругают за нерасторопность, либо сидят над уроками вместе с ним и для скорости делают все, в основном, сами. То и другое для тугодума неприемлемо. Так что просто наберитесь терпения и будьте к нему добры!

«Болтушка»

…Что третьеклассница Юля вошла в школу, узнать несложно: ее звонкий голосок разносится по всем коридорам. Звучит он и на уроках – чуть тише, но почти не смолкая. При этом она отлично слышит все, что объясняет классу учитель.

О. Раздувалова: Такая «болтушка» обычно мешает, но может и пользу принести. Она неглупая, просто не в состоянии молчать. Я обычно выхожу из положения так. Сажаю «болтушку» с самым слабым учеником.

И поручаю ей повторять ему все, что я говорю классу. И объяснять, что и как требуется делать во время урока. Ведь «болтушки», как правило, прекрасно учатся!

Е. Блохина: «Болтуны» и «болтушки», как правило, представляют собой смешанный тип темперамента. Они – олицетворение утверждения ученых о том, что чистых психотипов в природе не существует.

Откуда же берется потребность постоянно болтать? На это есть два варианта ответа.

Первый – так проявляется повышенная тревожность и слабый самоконтроль. Таким детям необходимо как можно больше двигаться, а болтовня подменяет собой движение.

Скорректировать поведение помогут занятия танцами – они отлично раскрепощают. А бисероплетение или вязание помогут научиться концентрироваться.

Другой вариант – младшеклассник-болтун просто психологически еще не вырос, «недоиграл».

Дело в том, что мотивация к учебе в начальной школе формируется не сразу. Поэтому некоторые дети воспринимают школу, в первую очередь, как место для общения и развлечения.

В этом случае родителям необходимо всячески демонстрировать важность школьных дел. Составить распорядок рабочего дня. Сформировать максимально серьезное и ответственное отношение к выполнению домашнего задания. Нужно внушить ребенку: школа – это работа.

Не спешите убегать

Ольга Коршунова, школьный психолог-консультант, кандидат психологических наук

Порой, если навязанная коллективом роль угнетает ребенка, родители принимают решение перевести его в более сильную школу. Они надеются, что новые одноклассники, ориентированные на учебу, будут доброжелательно относится к «тормозу» или застенчивому «ботану».

Но насколько оправданны эти надежды?

Рассмотрим все «за» и «против» перехода в другую школу.

«За»:

  • сильный, опытный учитель;
  • эффективная учебная программа.

«Против»:

  • перевод из школы в школу в начальных классах – это серьезный стресс для детской психики, особенно для застенчивого и робкого ребенка;
  • для обучения по углубленной программе ребенок должен иметь 1-ю группу здоровья и несомненную психологическую устойчивость, иначе одолеть повышенные нагрузки ему будет просто не под силу.

Определите темперамент вашего ребенка

Холерик отличается повышенной импульсивностью, сильными эмоциональными переживаниями. При отсутствии духовной жизни может быть раздражительным, неспособным к самоконтролю. В школе он, как правило, «выскочка» или «клоун».

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, легко сходится с людьми. Мимика богатая, выразительная. Он непоседлив и нуждается в новых впечатлениях. Не переносит монотонной работы. При отсутствии серьезных целей вырабатывается поверхностное отношение к жизни. В школе он чаще всего «клоун» или «болтун».

Флегматик медлителен и спокоен в действиях, в мимике, в речи. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя. Обычно доводит любое дело до конца. Поддерживает ровные отношения с окружающими, но не любит попусту болтать. Если поведение не скорректировать, может вырасти малоэмоциональным, склонным к выполнению одних лишь привычных действий. Может быть «тормозом».

Меланхолик испытывает глубокие и сильные чувства, но выражает их слабо. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Перемены, необходимость действовать энергично часто вызывают у него тормозную реакцию («опускаются руки»). Он застенчив, нерешителен. Помогите ему, и он станет глубоким, содержательным человеком, успешно справляющимся с жизненными задачами. Иначе вырастет замкнутым и тревожным. В школе он – «застенчивый ботан» или «тормоз».