Подростковая логика

№ 8, 2010
Рубрика: Личный опыт
Автор статьи: Елена СЕРОВА
Подростковая логика

Что в конце августа тревожит школьников и их родителей? Детей тревожит, например, смогут ли они прилично успевать по предметам? Программа-то школьная все сложнее… Или вот еще: не разрушило ли лето школьную дружбу? Родители думают – стоит ли покупатьв этом году все новые школьно-письменные принадлежности и портфели? А еще что же делать со странной подросткововй логикой…

Приезжая по выходным навестить на даче Дашу, бабушку и трех котов, вижу: близкой осени не рад никто из них. Особенно грустит Даша. Ребенку предстоит идти в первый раз в восьмой класс. И ее заранее тревожит множество непростых вопросов.
Например, сможет ли она по-прежнему учиться на отлично? Программа-то школьная все сложнее…
Или вот еще: останутся ли они с Полинкой подругами?
— А в чем проблема-то? – недоумеваю я. – Вы ведь с 1-го класса не разлей вода.
— Люди за три месяца меняются! – всерьез горюет дочка.
Непонятно…

Чужие деньги

— Мам, а ты купишь мне новый пенал и сумку для школы? – спрашивает Даша в мой очередной приезд на дачу.
— А твой прежний школьный рюкзак чем плох? – искренне удивляюсь я. Честное слово, не из жадности. Просто прошлогодний еще вполне приличный, удобный. Зачем новый-то покупать?
Дочь мрачнеет. А я вдруг вспоминаю: как-то раз, еще в середине прошлого учебного года, Даша пришла из школы озадаченная и рассказала: «Представляешь, у нас в классе ребята над Костей смеются – он третий год с одним портфелем ходит. Говорят: неужели не может у родителей выпросить, ведь не сам же зарабатывает!»Такую логику я не поняла.
Тогда ребенок объяснил:
— Девчонки говорят, что когда сами будут зарабатывать, тогда жалко на ерунду тратить, а пока можно, потому что деньги не свои, а родительские.
Помнится, я пришла в ужас от такой философии и тут же пустилась в долгие педагогические рассуждения, пытаясь вразумить чадо сразу по двум пунктам: во-первых, нельзя смеяться над чужими финансовыми проблемами (с каждым может случиться) и, во-вторых, «родители тоже люди».
Так вот теперь, накануне нового учебного года, я вспоминаю тот разговор, и внутри что-то царапает: вдруг и над моей Дашкой будут смеяться из-за какого-то злосчастного портфеля? Зачем ей лишние переживания?

Быть как все

В общем, на следующий день мы отправляемся в торговый центр. Сумок и рюкзаков тут тьма – на любой вкус и кошелек. Но Даша никак не может найти то, что нужно.
Я уже начинаю невольно раздражаться:
— В чем проблема-то?
— Вдруг у кого-то из наших девчонок такая же будет?! – переживает Даша.
— Ну и что? – похоже, я опять не въезжаю в подростковую логику.
— Не хочу быть как все, – дергает плечом взрослеющая дочка. – Я индивидуальность.
Ну, раз индивидуальность, тогда, конечно, ладно. Ищем дальше.
И вдруг…
Моя Дарья целеустремленно кидается к полке, где выстроились в ряд страшенные, на мой взгляд, сумки-почтальонки – дешевые, дерматиновые, на длинном широком ремне. А уж картинки на них! На одних изображены нежно-розовые черепа, на других что-то уж совсем заупокойное…
— Ой, мам! Это именно то, что нужно! Сейчас у всех такие! – волнуется дочка. – Но я не эмо… И не гот… А, вот сумка с мишкой Тедди… Мама, берем ее, берем!
Я так обрадовалась окончанию поисков, что уже не стала выяснять, почему между «не хочу быть как все» и «у всех такие» поставлен знак равенства.
Видимо, это и есть пубертатный период?