В ссоре с учителем…

В ссоре с учителем…

Маму 12-летней Марины третий раз за триместр вызывают в школу, обсуждать Маринино поведение на уроках. Математичка жалуется: «Пререкается, на уроке ведет себя развязно, в ответ на замечания паясничает. Хотя оценки неплохие, учить её очень трудно». Сама Марина считает, что это всё придирки, потому что учительница на неё «имеет зуб».

Педагоги и родители часто жалуются на несдержанность, грубость и прочие грехи подростков. Они учатся всё хуже, не уважают и не слушают старших, ведут себя безрассудно, рискуют собой по пустякам.

Но и подростки готовы предъявить взрослым свои претензии: не понимают, не поддерживают, унижают, давят, ограничивают, навешивают ярлыки… Нередко давление идёт и со стороны семьи, и со стороны школы.

Почему возникают конфликты? И кто виноват? Есть причины объективные, связанные с физиологией и психологией развития подростков. Пик непонимания, выяснения отношений, начала многих конфликтов приходится на возраст 10–12 лет. Тот возраст, когда начинается очень сложный период полового созревания.

Химия процесса

С точки зрения физиологии, переходный возраст – это не только активное выделение в организме половых гормонов, но и перестройка функционирования всех его систем. Например, у подростков снижена способность регулировать и контролировать свои действия и осознавать ошибки. Они настроены на сиюминутный результат и неспособны оценить последствия своего выбора. Такое поведение часто приводит к конфликтам. Но зачастую злого умысла здесь нет. Для подростков характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля и склонности к импульсивным реакциям создаёт зону риска в проявлении эмоций, в  общении и поведении. А взрослые (и прежде всего педагоги) это далеко не всегда знают и учитывают.

По мнению специалистов, подростки, совершающие рискованные поступки, недооценивают опасность и думают лишь о преимуществах своего поведения. Они игнорируют предупреждения взрослых, если эти предупреждения формулируются как запреты, угрозы и запугивания. Поэтому так быстро возникают в этом возрасте зависимости, не помогают запреты и «страшилки». А главное, от чего зависит подросток, – от сверстников, их мнения, одобрения, принятия. Эта зависимость у подростков становится почти патологической, а ради одобрения сверстников они готовы на самые рискованные поступки. И происходит это на уровне нейрохимических реакций.

Друзья плохими не бывают

Недовольство теми, с кем общается и дружит подросток, попытки унизить друзей, показать их с плохой стороны, запретить общение – ещё одна причина серьёзных конфликтов взрослых с подростками. Как правило, результат бывает прямо противоположен ожидаемому, а раздражение или гнев педагога способны вызвать ответную агрессию, нежелание даже обсуждать проблему.

Третий фактор – замечания взрослых о внешнем виде подростков. Подростки чрезвычайно чувствительны к своей внешности, нетерпимы к любым отклонениям от образов, которым хотят соответствовать. Поэтому любые недостатки внешности вызывают у них беспокойство, любые критические замечания воспринимаются болезненно, а вполне безобидные шутки могут вызвать бурю эмоций.

Вместе с тем, по отношению к другим людям подростки такой чуткости не проявляют. Наоборот, их ответные реакции слабы, чувств других людей они не понимают. Дело в незрелости особых систем мозговых структур – так называемого социального мозга. Его основная функция – реагировать на окружение: по невербальным знакам общения (движениям, мимике, выражению глаз) понимать мысли, чувства, эмоции окружающих, их намерения.

У подростков созревание социального мозга даже после завершения полового созревания не достигает уровня взрослого человека. Поэтому призывы встать на место другого безрезультатны: подростки имеют низкую степень сочувствия, им необходимы усилия, чтобы проникнуться ситуацией.

Проявить уважение

Итак, для подростков характерна высокая чувствительность организма, неустойчивость функционального состояния, незрелость механизмов контроля, склонность к рискованному поведению, высокая привязанность к сверстникам и зависимость от их мнения. Всё это создает комплекс проблем во взаимодействии взрослых с подростками в тех случаях, когда взрослые не учитывают эти особенности.

Для подростков нет авторитета по праву старшинства, а важнее мнение сверстников. Они чаще всего не «лентяйничают», а просто не имеют силы активно и внимательно работать. Однако не всегда педагоги готовы выстраивать тактику взаимодействия с подростками, учитывая эти особенности. Но причиной конфликтов во многих случаях бывают не дети, а проблемы профессиональной компетентности педагогов.

С подростками можно и нужно разговаривать, обсуждать любые проблемы. Подростки активны, любознательны, их легко увлечь. Они с благодарностью откликаются на поддержку, похвалу, искренне радуются достижениям. Им очень не хватает ощущения собственного успеха, значимости. Они всегда готовы к общению с интересным, внимательным и доброжелательным собеседником, готовы к контакту, если их внимательно слушают, если считаются с их желаниями и ценят их мнение.

Общение с самым колючим подростком будет эффективным, если педагог:

  • обсуждает все проблемы только наедине;
  • спокоен и доброжелателен не только в словах, но и в тоне, интонации, мимике;
  • не разговаривает с позиции сильного;
  • не требует немедленного признания ошибки, извинения;
  • не оценивает подростка, а разбирает проблему и предлагает её решение.

Под давлением

Родители ждут многого, а успехи подростка не соответствуют их ожиданиям. С разочарования взрослых и неловкости и обид подростка, не умеющего и не знающего, как объяснить свои неудачи, часто начинаются проблемы. Некорректное замечание, брошенная вскользь оценка внешности, резкий тон разрушают взаимодействие, а накопившиеся обиды и взаимные претензии становятся причиной сложных и затяжных конфликтов.

Марьяна БЕЗРУКИХ, д.б.н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО