Час на класс

Час на класс

«Ни в коем случае! – в один голос твердят методисты и педагоги. – Классный час – неотъемлемый атрибут школьной жизни. Ибо любой класс – коллектив, в котором ребенок проводит большую часть своего детства. Поэтому желательно, чтобы коллектив этот был дружным и сплоченным. И обязательный еженедельный сбор – не урок, а возможность пообщаться с одноклассниками, причем вне улицы, на другом, так сказать, культурном уровне. Причем общение это всегда тематическое».

Что нужно классному?

Всего один академический час в неделю есть у классного руководителя, чтобы:

  • составить планы на ближайшие каникулы: какие музеи, спектакли и экскурсии ребята хотели бы посетить;
  • совместно решить, как провести «огонек», как поздравить мальчиков на 23 февраля, девочек – на 8 марта;
  • отрепетировать выступление на школьном празднике;
  • обсудить актуальные события в стране и в мире;
  • рассказать детям о книжных новинках, театральных премьерах;
  • организовать диспут на ту или иную животрепещущую тему, например: «Помогают или мешают учебе домашние задания?», «Нужна ли школьная форма?» и т. п.;
  • рассказать о рекомендациях психологов и физиологов по поводу того, как развивать память и способности.
Важно: нельзя тратить весь классный час исключительно на оргмоменты.

Что интересно ученикам?

Как показывает практика, детям всегда интересно:

  • поговорить об отношениях между мальчиками и девочками;
  • узнать, какие профессии пользуются спросом;
  • обсудить конфликтную ситуацию, если таковая возникла в классе.
Совет: чтобы всегда угадывать с темой классного часа, можно провести анкетирование учеников. Причем если опрос будет анонимным, они позволят себе максимальную искренность.

Внимание – на возраст

Формально классный час должен длиться 40 минут. Но, например, первоклассникам в конце учебного дня трудно высидеть еще целый урок. Поэтому учитель, как правило, сокращает общение до 15–20 минут. Меньше времени этот «час» занимает и в классах коррекции.

Как это делается?

Для первоклашек классный час – возможность выучить имена одноклассников, узнать, кто чем увлекается. Причем важно не просто назвать каждое имя, но и запомнить. Как? Допустим, можно выдать детям какой-нибудь небольшой предмет – мягкую игрушку или обычный шерстяной клубок. Тот, кому этот предмет передали, встает и называет себя. И так клубок идет по рукам. А после – в обратном порядке: ребенок называет имя того, кому передает клубок.

Еще раз тема знакомства обычно возникает в 5-м классе – ведь после начальной школы учеников часто «перетасовывают». И тут кстати поговорить об увлечениях. Ведь не все ребята рассказывают в школе о том, чем они занимаются на досуге. Кто-то стесняется «немодного» увлечения, а кто-то просто не слишком общителен. И именно на классном часе вдруг выясняется, что окружающие тебя ребята полны талантов: кто-то – гармонист, кто-то – шахматист.

Чтобы беседа шла живее, лучше рассадить учеников полукругом (психологи говорят, что такое размещение благоприятствует). А чтобы не было общего гомона, объявить, например, обычную ручку микрофоном и передавать ее тому, кто желает высказаться.

Удивительно, но факт: дети в любом возрасте легко включаются в такую игру – и ручку к губам подносят, когда говорят, и шерстяной клубок воспринимают как право выступить.

Гости

К сожалению, почти ушла в прошлое традиция приглашать на классный час интересных людей. Сторонние специалисты (медики, психологи, юристы и т. п.) ради одного класса, вероятнее всего, не придут: времени пожалеют. Зато можно привлекать родителей – ведь и они все где-то работают и могут рассказать детям много интересного. Главное, чтобы мамы и папы в этой ситуации проявляли понимание и не ленились помочь школе.

Впрочем, на классные часы обычно охотно ходят ветераны войн: уже не только и не столько Великой Отечественной, а и чеченской, и афганской. Свидетели утверждают: их рассказы с удовольствием слушают не только мальчишки, но и девочки.

О грустном

«У нас классный час всегда одинаково проходил: учительница по списку вызывала учеников и отчитывала: «Почему у тебя по истории (математике, русскому и т.п.) двойка?» Ну что на такой вопрос можно ответить? Потому что гладиолус?» – пишет на форуме «ЗШ» один из читателей.

«В моей школе на классных часах обсуждали вопросы чести, совести и пр. Мы даже записывали что-то. Но это никому не было интересно, ибо в 12 лет тебя больше волнует не твоя совесть как именно объект разбирательства, а хорошо или плохо курить, например, траву», – подхватывает другая.

«Ха, а у нас в журнал ставится пометка о проведении классного часа на тему, заданную директором, а часа-то и не было! Зачем тратить время? А директор обычно задает такие темы, на которых даже преподы зевают», – признается третий.

Приходится признать: чаще всего классный час – необходимость, досадная для учителя и – как следствие! – для его учеников. Потому что не каждый педагог оказывается способным научить чему-то вне своего предмета. Или просто ленится. Поэтому и проводит мероприятие для галочки. Для остальных издаются многочисленные методические пособия, а педагоги-энтузиасты проводят свои мастер-классы для обмена опытом.