Мария Киселёва: Слово «нет» дочки знают

№ 12, 2012
Рубрика: Собрание родителей
Автор статьи: Анна РОДИОНОВА
Мария Киселёва: Слово «нет» дочки знают

Десять лет назад о ней узнали даже далёкие от спорта телезрители: многократно титулованная спортсменка Мария Киселёва начала вести телеигру «Слабое звено». Дебют никого не оставил равнодушным. Как итог – звания «Самая стильная ведущая года» и «Дебют года». А потом ещё были роли в кино. За что бы она ни бралась, её ждет победа.

— Возможно, секрет успеха в самодисциплине, которую выработал спорт? Или в семейном воспитании? Расскажите, пожалуйста, о своих родителях?
— Мои родители – эталон семьи, люди, на которых я равняюсь, к которым всегда прислушиваюсь и которым безумно благодарна. Мой папа – военный, мама – экономист. Именно они привели меня в спорт. Я считаю, что это долг каждого родителя: чтобы дети были здоровыми, они должны заниматься физкультурой и спортом. И не так важно, достигнут ли они больших результатов, главное – получить закалку на всю жизнь.
— Как получилось, что Вы попали именно в секцию синхронного плавания?
— Довольно случайно. Дело в том, что в детстве я очень боялась воды, поэтому родители и привели меня в бассейн – преодолевать страхи. А там увидели объявление о наборе девочек моего возраста в секцию синхронного плавания и отдали – наугад: тогда про синхронное плавание мало кто знал.
— Никогда не возникала мысль, что это жестоко: ребёнок боится воды, а его отдают именно в плавание?
— Нет. Никогда. Я отлично понимаю, что родители таким образом решали сразу несколько задач: побороть боязнь воды, избежать проблем со спиной и занять ребёнка делом.
— А какие данные нужны, чтобы попасть в такую секцию?
— Когда набирают девочек, смотрят, во-первых, на комплекцию. В том числе и на комплекцию родителей – чтобы тренер мог приблизительно предположить, каким ребёнок будет через несколько лет. Важна координация. И связки не должны быть слишком жёсткие: чтобы можно было растянуть на шпагат. Гибкость, красота линий, подъёмы, колени… И чтобы голова работала. Но главное – это трудолюбие: как и во всех остальных видах спорта, без него никаких успехов не добьёшься.
— Трудно было совмещать серьёзные тренировки со школой?
— Сначала тренировки много времени не занимали. Но потом наступил момент, когда надо было переходить в спортшколу, где график занятий построен так, чтобы дети успевали на тренировки два раза в день. Я тогда училась в 7-м классе. Для моих родителей это был тяжёлый выбор, так как училась я неплохо. Они советовались с тренером, с учителями. Спросили, конечно, и моё мнение.
— Влиял ли спорт как-нибудь на Ваше общение со сверстниками?
— Думаю, да. В школе мне легко давалась физкультура. Учитель часто даже предлагал самой провести урок. У меня получалось, и мне это нравилось. Потом, конечно, стала больше общаться с подругами по команде.
А вообще, мои сверстники все чем-то были увлечены: спортом, музыкой, театром… И я не могу сказать, что у меня не было детства: и спортом успевала заниматься, и с друзьями общаться, и на море мы ездили всей семьей – всё как положено. Хотя со временем, конечно, приходится расставлять приоритеты и в чём-то себя ограничивать.
— А своих дочек – 7-летнюю Дашу и 3-летнюю Сашу – Вы как воспитываете? Опыт родителей в чём-то пригодился?
— Конечно. Воспитываю, и опираясь на опыт своих мамы и папы, и с учётом реалий нашего времени. Мне важно, чтобы они были здоровыми, счастливыми, умными. А ещё – вовремя рассмотреть таланты. Старшая дочка занимается батиком, театром и, конечно, спортом – раньше художественной гимнастикой, сейчас – синхронным плаванием. Им многое позволяется, но они знают, что если мама сказала «нет», то это действительно значит нет, а «нельзя» – это нельзя.
— Ого! Не каждая мама может похвастаться таким послушанием детей. Как Вам это удалось?
— Какого-то рецепта у меня нет. Отношения с детьми выстроены уважительно-доверительные, иногда мы можем вместе даже похулиганить. Но если девочкам грозит реальная опасность или они переходят какие-то рамки и границы, тут же слышат: «Стоп!» Прежде всего, наверное, они это понимают по моим интонациям. Могут обидеться, но потом я обязательно объясняю, почему это можно делать, а это – нельзя. Важно, чтобы они понимали, что определённые запреты – для их же блага.
— Может, они видели программу «Слабое звено» и знают, какой железной леди может быть мама?
— Программу они, конечно, видеть не могли: последние выпуски снимались как раз тогда, когда я была беременна старшей дочкой. Но они видят меня всякой, в любом настроении и знают про меня практически всё.
— Насколько девочки самостоятельны? Например, когда Даша бросила гимнастику – чьё это было решение?
— Решали, конечно, вместе, но в данном случае это исходило от меня и было связано с тем, что трудно было её туда возить. Но сейчас она занимается синхронным плаванием, и ей это очень нравится.
— Вы сами её тренируете?
— Нет. Она ходит в секцию.
— Желаете ли Вы своим детям артистической или спортивной карьеры?
— Я им желаю, чтобы они в первую очередь реализовали свои таланты и способности. Моя задача – показать им весь спектр возможностей. Чтобы понять, что им нравится и где получается. Пусть попробуют себя в разных направлениях. Но при этом они понимают, что в любой сфере деятельности надо трудиться.
— А уже что-нибудь про таланты понятно?
— Уже понятно, что у Даши однозначно есть артистические способности: это проявляется и в жизни, и на занятиях в театральной студии. Она занимается в школьном театре, и для неё это очень важно: даже график тренировок построен так, чтобы она успевала туда ходить. В последнем спектакле, который они делали ко Дню учителя, она играла роль принцессы Литературы. Мне понравилось! Есть у неё данные и для занятий спортом. Но пока это только начало, и непонятно, насколько хватит упорства и трудолюбия.
Саша – тоже очень спортивная девочка и ещё очень любит рисовать, при том что я рисовать не умею совершенно! А она для своих 3-х лет делает это просто прекрасно.
Дочки вообще многое делают своими руками: дарят мне поделки, рисунки, которыми увешаны все стены.
— С уроками Даша сама справляется, или Вы как-то помогаете?
— Делает она всё сама, а если что-то не получается, спрашивает. Но, в основном, мы просто проверяем. Весь 1-й и начало 2-го класса были посвящены только школе, сейчас график немного поменялся, и приходится как-то перестраиваться.
— Понятно, что все заняты. Но что-то вместе делать получается?
— Конечно, всё что угодно: чтение, приготовление обеда, прогулки, поездки, гости, игры, спектакли – всё! Даша активно участвует в наших спектаклях на воде, её знает вся труппа.
— А с папой детям удается проводить много времени?
— Да, конечно, и это очень важно – чтобы у детей были и мама, и папа. Они могут сходить в кино, поиграть, просто поговорить.
— Кто больше времени проводит с детьми?
— Конечно, мама.
— Вы упомянули спектакли. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте поподробнее.
— В этом году третий год будут проходить новогодние представления на воде для всей семьи. У всех спектаклей оригинальные сценарии и музыка, очень красочные декорации и костюмы. В первый раз это была «Русалочка и сокровища пиратов» – по мотивам сказки Андерсена. В прошлом году «Русалочка и тайна волшебной звезды» – придуманная нами от начала до конца. На этот Новый год будет «Зазеркалье»: спектакль про девочку Аню, которая попадает в Зазеркалье и встречает свое отражение – Яну. В этом королевстве все персонажи живут под зорким взглядом злого Куапа, думая, что они – лишь отражения. А главная мораль этого спектакля в том, что в любой ситуации надо быть самим собой. В спектакле участвуют спортсмены и артисты самых различных жанров. Действие происходит и на воде, и на суше, и в воздухе. А роли главных героев озвучивают всеми любимые звёздные артисты. Ну, а в финале обязательно будут ёлка и Дед Мороз.
— Где это будет проходить?
— В Москве – «Зазеркалье» в бассейне спорткомплекса «Олимпийский» с 26 декабря по 8 января, а в Петербурге – «Русалочка и тайна волшебной звезды» в бассейне «Невская волна», в тех же числах.
— А что бы Вы могли посоветовать родителям, которые хотят вырастить своих детей успешными и счастливыми?
— По-моему, самая главная задача родителей – прислушиваться к ребёнку, уметь увидеть его позицию и, имея свой опыт, принять совместное правильное решение. А также быть ребёнку примером, что-то вовремя подсказать. Увидеть из множества его желаний несколько основных и поддежать его.

фото: Анна ПАВЛОВА