Карманные деньги

Карманные деньги
Почему Буратино, едва получив гонорар от Карабаса Барабаса, немедленно просадил свои золотые в Стране дураков? Всё потому, что папа Карло по бедности не давал ему карманных денег. Ведь именно с этих небольших сумм, которые ребёнку выдаются на расходы, и начинает формироваться умение обращаться с деньгами. Это прописная истина, известная всем и каждому. Но вот как это сделать правильно – далеко не столь очевидно…

По большому счёту, дошколёнку деньги действительно не нужны, ведь он никуда не ходит один и долго ещё не будет. Может, стоит подождать класса до 5–6-го, когда у человека и вправду появится потребность в самостоятельных тратах? Может, и стоит, но тогда есть риск, что лет в 20 он всё ещё не будет понимать, как свести дебет с кредитом. На самом же деле оптимальный возраст для знакомства с деньгами – это именно 5–6 лет. Во-первых, как раз сейчас малыш начинает осваивать цифры и счёт. И необходимость пересчитать наличность, определить, хватит ли имеющейся суммы на покупку, проверить сдачу – не просто прекрасная тренировка для будущего первоклашки, но и наглядная демонстрация того, зачем вообще уметь считать. С другой стороны, дошколёнок в любом случае будет совершать покупки в вашем присутствии, а значит, у вас будет возможность помочь ему выбрать и оплатить их.

Обратите внимание: это нам совершенно очевидно, как обратиться к продавцу или кассиру, попросить показать интересующий нас товар или заменить его на другой, уточнить его стоимость и т. д. Ребёнок не имеет об этом ни малейшего понятия. Помогите ему освоить речевые формулы, необходимые для общения в магазине. Можно это делать сразу в «полевых» условиях, но если малыш застенчив и смущается при посторонних, неплохо бы отработать заранее, в ролевых играх.

А сколько давать? Тысячу – много, сто – мало…

Необходимо чётко определить сумму, которую вы планируете выделять ребёнку на карманные расходы. Обсудите с малышом, что он планирует покупать, сколько, на его взгляд, ему на это потребуется денег. Конечно, маленький ребёнок понятия об этом не имеет и, чтобы разобраться, вам придётся вместе сходить в магазин, где продаются интересующие малыша предметы: сладости, мелкие игрушки, канцтовары. Естественно, сумма карманных денег должна быть такой, чтобы ребёнок хотя бы два-три раза в неделю мог совершить мелкие покупки или одну посерьёзнее. Выдавать карманные деньги нужно не от случая к случаю, а с опредёленной периодичностью, лучше всего – раз в неделю, чтобы человек приучался планировать свои траты.

Важно: карманные деньги выдаются исключительно на личные расходы ребёнка. Он не должен самостоятельно оплачивать мобильный телефон, расплачиваться за купленные для него одежду или продукты. Если вам пришлось занять деньги у малыша (например, не хватило мелочи при расчёте в магазине), обязательно верните их ему и объясните при этом, как важно чётко и своевременно отдавать долги.

Он же всякой ерунды на них накупит!

Скорее всего, да. Накупит, и не раз. И ему, скорее всего, поначалу не будет хватать денег до следующего воскресенья. Но ведь мы затем и затеяли всю эту историю с карманными деньгами, чтобы научить планировать и структурировать свой бюджет. Безусловно – и об этом следует договориться с самого начала – вы оставляете за собой право контролировать детские покупки, давать советы маленькому покупателю или рекомендовать поискать аналогичный товар качественнее или дешевле. Но не стоит ничего запрещать, если это не несёт прямой угрозы здоровью и безопасности ребёнка. Пусть он сам осознает, что сделал неправильный выбор или не рассчитал средства до конца недели.

Наш совет: если ребёнку не хватило денег, не стоит немедленно добавлять ещё. Не стоит ни осуждать, ни высмеивать за неумение распределить деньги. Гораздо разумнее предложить вместе продумать бюджет на следующую неделю.

Проштрафился – оштрафуем!

Карманные деньги не могут быть средством манипуляции ребенком. Их нельзя лишать в качестве наказания за провинности. Кстати, и дополнительно премировать за помощь по дому или успехи в учёбе – тоже не лучшая идея. Это лишает карманные деньги их главной воспитательной функции. Ведь как можно научиться распоряжаться финансами, если их количество зависит от каких-то случайных и не всегда понятных ребёнку обстоятельств? Поводом для лишения карманных денег может стать только приобретение чего-то откровенно запретного и опасного. Конечно, шестилетка не станет покупать сигареты или пиво, но вполне может устроить тайный запас вредных лакомств (чипсов, леденцов ядовитой окраски, сомнительных жвачек) или, например, обзавестись зажигалкой или спичками и устроить небольшой пожар. Правда, наказать диверсанта вы можете только в том случае, если сами заранее чётко оговаривали, что ту или иную вещь покупать ни в коем случае нельзя и почему.

Волшебная карточка

Не будем забывать, что в современном мире деньги – это ещё и банковские карты. И за более или менее крупные покупки мы, как правило, расплачиваемся именно ими. Это просто, удобно, уже давно привычно и понятно… для взрослого. Малышу же как раз совершенно непонятно, каким образом, показав продавцу или кассиру кусочек пластика, вы становитесь обладателем целой горы вкусных вещей, игрушек или, к примеру, пары симпатичных кроссовок. И у него создаётся совершенно законное впечатление, что карточка – это такая волшебная палочка, которая исполняет заветные желания. В наших интересах – сразу же избавить ребёнка от этой опасной иллюзии. Сделать это совсем не сложно. Зайдите вместе на вашу страничку онлайн-банка, откройте детализацию счёта. Лучше всего это сделать после совместного похода за покупками или в парк развлечений, пока в памяти ещё свежи последние траты. Покажите, сколько вы получаете денег, сколько потратили за день. Обязательно обратите внимание сына или дочки, что куча мелких, казалось бы, трат складывается в итоге в весьма ощутимую сумму. Обсудите, как скоро удастся ещё раз так весело покутить, чтобы потом не пришлось отказывать семье в необходимом.

А где он их будет тратить?

Это действительно проблема: современные дети, во всяком случае, в крупных городах, начинают передвигаться самостоятельно в среднем на 3–4 года позже, чем когда-то их родители. И ребёнку просто негде тратить деньги самостоятельно. Но это значит, что вам придётся самим создавать такую ситуацию. Продумайте маршруты в детский сад, школу, спортивную секцию так, чтобы по пути попадался небольшой магазинчик с шоколадками и соками, автомат, «выплёвывающий» бутылки с газировкой, или киоск с канцтоварами и мелкими игрушками. Ребёнок может сделать мелкие покупки и в супермаркете, где тоже, как правило, продаётся всякая симпатичная мелочь.

Неправильно:

Денег не хватило? Возьми у меня в кошельке, сколько тебе надо!

Неправильно:

Тебе вообще деньги в руки нельзя давать! Всё через десять минут потратишь!

Правильно:

Как жаль, что до воскресенья тебе придётся обойтись без карманных денег. Давай подумаем, как тратить их так, чтобы хватало на всю неделю.

Неправильно:

Опять всякого барахла накупил! Потом по всему дому валяется, никому не нужное!

Правильно:

Может, вместо трёх дешёвых машинок, которые сразу сломаются, тебе стоило купить одну, но получше? С ней тебе было бы интереснее играть.

Неправильно:

Интересно, зачем ты покупаешь булку? Ты что, не знаешь, что мы сейчас будем обедать?

Правильно:

Если ты хочешь купить булку, попроси пакетик, мы возьмём её домой, и ты съешь её после обеда.