Оздоравливаемся по-японски

Оздоравливаемся по-японски

Страна восходящего солнца у современных школьников в моде. Они увлекаются аниме, упражняются в оригами, ходят на карате, едят суши палочками, пьют зелёный чай. При этом ребята получают не только удовольствие, но и немалую пользу для организма. Мамам и папам остаётся только поддержать детей в их здоровых увлечениях!

Японцы не поощряют индивидуализм. Они уверены, что на сравнительно небольшой и крайне перенаселённой территории выжить можно только в коллективе, делая всё вместе. И оздоравливаться в том числе! На каждый случай у этого народа существует своя ката – свод инструкций, а самой главной среди них считается ката здоровья.

Жизнь по правилам

В кату здоровья входит школьная зарядка, причём родители японских школьников точно так же, как и дети, занимаются производственной гимнастикой. А ещё обязательны ежедневная прогулка длиной в 10 тысяч шагов, направленная на борьбу с гиподинамией (результат проверяется по закрепленному на поясе ученика шагомеру), приём витаминов, здоровый завтрак, единый для всех в классе.

Овощи, рис, рыбу – утверждённое администрацией школы меню – родители складывают в одинаковые коробочки для завтраков (бенто). Принести в класс вместо стандартного меню пакет с бутербродами невозможно. Не только потому, что хлеб с колбасой – не самая здоровая пища, но и потому, что подобный продуктовый набор не предусмотрен правилами. Всякое выпадение из них пресекается – это называется политикой забивания торчащего гвоздя.

Подобная политика касается не только оздоровительных мероприятий, но и учебного процесса. Если школьник сдал контрольную раньше всех и написал её на пять с плюсом, его не похвалят, но точно так же не будут ругать и за плохой результат. Независимо от успехов, все должны находиться в равных условиях. Такова японская установка!

Чайная защита

О пользе зелёного чая наслышаны многие родители. Это уникальный стимулятор иммунитета, созданный самой природой. Для оздоровления учеников и профилактики сезонных инфекций в японских школах устанавливают специальные чайные серверы.

Первыми эту идею внедрили десять лет назад в муниципальной начальной школе города Симада (префектура Сидзуока). Это одно из старейших в Японии учебных заведений, действующее с 1873 года, оно славится своими здоровыми традициями. Чайный сервер – лишь одна из них. Речь идёт о системе, способной за один раз приготовить 200 литров национального напитка, поступающего в школьный чаепровод. Ребёнок открывает кран – а оттуда льётся чай! Хочет – моет руки (и дополнительно дезинфицирует их благодаря антибактериальным свойствам напитка), хочет – набирает в чашку и пьёт или полоскает рот и горло, чтобы не было ни кариеса, ни стоматита, ни фарингита. Каждый из ребят, которые здесь учатся, проделывает всё это с удовольствием не по одному разу в день.

И школьники, по свидетельству учителей, действительно стали намного реже болеть. А раньше почти каждый год вся школа или отдельные классы закрывались на карантин по инфекциям. В холодное время года – по респираторным,в тёплое – по кишечным.

Полезная во всех отношениях инициатива была подхвачена и другими префектурами. Чайными серверами обзавелись начальные школы в Кагосиме, Киото, Нагано и других местах. А в городе Ямэ (префектура Фукуока) в кату здоровья учеников включили полоскание горла зелёным чаем дважды в день для профилактики вирусных инфекций.

Когда эпидемиологическая обстановка оставляет желать лучшего, приведя детей домой после школы и внешкольных занятий, поездки в метро, похода в магазин или театр, не ограничивайтесь полосканием горла – промойте ребятам нос зелёным чаем с помощью маленькой резиновой груши. Это поможет удалить болезнетворные вирусы, которые пытаются проникнуть сквозь слизистую оболочку в кровь и распространиться по организму.

Имейте в виду: чем больше горчит чай, тем хуже для возбудителей гриппа и ОРВИ. Они погибают в щелочной среде, которую мы воспринимаем на вкус как горечь.

Идём в баню

Японские мамы и папы – не сторонники закаливания холодом. Они за контрасты: ведь на территории страны бьёт более 3000 термальных источников – онсэнов, в которых дети вместе с родителями отмокают после школы чуть ли не каждую неделю.

Путь к горячему ключу в банных комплексах проложен по дну ручья с прохладной водой и рельефным дном. Галька уложена особым образом, чтобы стимулировать точки на стопе, укрепляющие иммунитет.

Для начала ребёнку нужно привыкнуть к горячей воде, облившись ею из тазика на краю термального бассейна, затем посидеть в нём несколько минут. Далее следует остыть, приняв полезную воздушную ванну, а после этого снова нырнуть в источник.

Стимулирующую рецепторы стоп дорожку можно проложить и самим, насыпав мелкую гладкую гальку в тазик. Заполните его прохладной водой и попросите ребёнка потоптаться по дну 2–3 минуты. Температуру воды понемногу снижайте каждый день. А после процедуры для стоп предложите школьнику принять горячую ванну (температура 40 °С), а затем понемногу повышайте её, но только чтобы вода не обжигала кожу!

Будьте осторожны: горячая ванна – это серьёзная нагрузка для детского организма. Приучать к ней сердечно-сосудистую систему рекомендуется постепенно, иначе она отреагирует сосудистым коллапсом – ребёнок может потерять сознание.

Опасность обморока обычно велика у подростков. Гормональная перестройка делает юношей и девушек особенно склонными к такого рода кризам.

Не забывайте, что японских школьников приучают к купаниям в горячей воде с раннего возраста. А нашим ребятам это в новинку, поэтому будьте рядом, контролируйте процесс и внимательно следите за тем, чтобы он не затягивался.

Объясните детям: цель не в том, чтобы просидеть в горячей воде как можно дольше. А в том, чтобы, согревшись за пару минут, принять воздушную ванну и затем снова вернуться в горячую воду. Двух-трёх таких погружений вполне достаточно для закаливающего эффекта.

В школу – в маске!

В портфеле у японского школьника, помимо ручек и тетрадок, всегда найдётся несколько специальных масок. Они необходимы на случай, если вдруг прямо посреди урока ребёнок почувствует, что начинается простуда: например, запершит в горле, заложит нос, захочется чихать и кашлять. Маску надевают и в том случае, когда рядом оказывается кто-то чихающий, кашляющий и сморкающийся.

Защитных свойств обычной маски (аптечной или сшитой своими руками из 4–5 слоев марли) хватает на 3 часа, а затем её нужно заменить на новую. Использованную аптечную можно выбросить, а сшитую своими руками рекомендуется постирать или хотя бы прогладить горячим утюгом.

Не так давно японские учёные изобрели супермаску, которая не требует стирки и постоянной замены, не затрудняет дыхание. А главное её достоинство – она надёжно защищает от бактерий и вирусов. Понятно, что даже самые сознательные дети медицинскую маску надевают с неохотой. Чтобы они носили её с удовольствием, к изготовлению этого доступного и важного предмета профилактики против простуды и гриппа подключились известные дизайнеры. С их лёгкой руки это довольно-таки унылое изделие приобрело вид забавных мордочек разных животных – енота, овцы, тигра, кота и так далее. По наблюдению специалистов, при всём многообразии выбора наибольшим спросом у школьников пользуются смешные маски со свиными пятачками.

Объяснить на палочках

Несмотря на сложность записи японских значков, у местных школьников нет проблем с каллиграфией. Да и дислексия у них практически не встречается. Учёные объясняют это тем, что детей здесь со второго полугодия жизни учат есть палочками, а не ложкой.

Управляться с ними труднее, зато палочки-хаси совершенствуют мелкую моторику рук. Японские дети достигают в этом больших высот и благодаря раннему развитию тонких ручных умений с помощью популярной в стране техники складывания фигурок из бумаги – оригами.

Приобщить ребёнка к искусству оригами или научить его орудовать палочками никогда не поздно. Навык этот существенно продвинет ученика начальной школы в выработке красивого почерка, поможет избавиться от ошибок на письме и в устной речи.

Ведь недаром оригами и еду с помощью палочек медики и педагоги называют зарядкой для мозга. И то, и другое стимулирует кровообращение в лобных долях мозга, отвечающих за чтение, речь, письмо, логические способности, обучаемость и интеллект в целом.

Во всем мире школьники учатся искусству оригами по специальным книжкам. Благодарить за это нужно скромного японского клерка по имени Акира Ёсизава, придумавшего универсальную систему символов. С их помощью записывают последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку.

Язык этот сродни нотам в музыке – он понятен не только японским, но и русским школьникам. Хотя лучше, чтобы разобраться в нём ребёнку помог кто-то из взрослых.

С палочками всё то же самое. У тех детей, которые едят ими хотя бы раз в день, успеваемость выше, а уровень тревожности и агрессивности ниже.

Объясните ребёнку, как ими действовать. Пусть представит, что у него в руках щипцы, состоящие из двух частей: одна неподвижна, а вторая активно работает.

Зажмите одну палочку между большим и указательным пальцами правой руки, отступив на треть от верхнего конца палочки. Держать её следует большим и безымянным пальцами так, чтобы указательный, средний и большой при этом образовали кольцо.

Возьмите другую палочку, расположив ее параллельно первой, на расстоянии 1,5 см. Когда распрямляется средний палец, палочки раздвигаются.

Сгибая указательный палец, сведите хаси вместе – их кончики готовы взять нужный кусочек.

Не обязательно есть такими палочками исключительно японскую еду. Попробуйте с их помощью подобрать с тарелки кусочки овощного гарнира или салата, отдельные горошины, рис. Это очень полезная тренировка!