Память + творчество

Память + творчество

Что такое изложение, которое пишут вплоть до 9-го класса? Не что иное как письменный пересказ текста. А ответы на уроках истории, географии, биологии – устный пересказ параграфа. И чтобы ученик, отвечая на вопрос о реформах Петра I или о климате в Австралии, не сбивался, нужно научить его пересказывать ещё до школы. Как это сделать?

Сначала определимся: что такое пересказ? Это изложение какого-либо текста, услышанного или прочитанного, с передачей смысла и соблюдением последовательности событий близко к оригиналу, но всё-таки своими словами. Когда ребёнок с прекрасной памятью запоминает текст и выдаёт его слово в слово – это не пересказ, а воспроизведение. Пересказ же предполагает работу над текстом – подбор синонимов, возможно, замену прямой речи на косвенную и наоборот, и т. д. Такая работа должна стать незаметной, почти автоматической. Чтобы выработать этот навык, даже 3–4-летним малышам, не говоря уже о более старших детях, можно предложить игры.

«Скажи иначе»

Вы предлагаете ребёнку слово – например, идти. Он должен подобрать синоним – слово, близкое по смыслу. Синонимы к глаголу идти – шагать, брести, плестись, гулять и т. д. Можно усложнить правила: называть синонимы по очереди, не смог назвать – проиграл. Возможные цепочки слов: высокий – длинный – рослый – долговязый – большой, чай – напиток – жидкость – растение, собака – пёс – зверь – овчарка – друг человека, и т. д.

«Кто говорит?»

Напишите на карточках несколько предложений с прямой речью, например:

Вася попросил маму: «Купи, пожалуйста, мороженое!»

«Я тебе пригожусь», – сказала Емеле щука.

«Сын, как дела? – поинтересовался папа. – Решил задачу?»

Выясните с ребёнком, кто в каждом случае произносит предложение – Вася, щука, папа. А потом предложите перестроить предложения так, чтобы о словах Васи, щуки и папы рассказывал кто-то со стороны – иными словами, прямую речь надо превратить в косвенную. Должно получиться следующее:

Вася попросил маму купить мороженое.

Щука сказала Емеле, что пригодится ему.

Папа спросил сына, как у него дела и решил ли он задачу.

Можно поиграть и в обратный вариант: из косвенной речи сделать прямую. Когда ребёнок начнёт легко справляться с предложениями, записанными на карточках, можно просто придумывать их устно: это ещё и память развивает, что важно для умения пересказывать. К тому же, играть устно удобно по пути в садик или в очереди к врачу.

«Переделай по-своему»

Научить ребёнка не повторять то, что он запомнил, а излагать своими словами поможет игра «Переделай по-своему». Вы предлагаете коротенькую историю из одного-двух предложений, а задача ребёнка – рассказать всё по-своему, но чтобы смысл соблюдался. Например, история звучит так: Мы смотрели футбол на стадионе и очень обрадовались, когда наша любимая команда выиграла. После футбола мы купили мороженое. У ребёнка может получиться примерно так: Мы ходили на стадион смотреть футбол. Наши победили, и мы обрадовались, а потом пошли есть мороженое. Постепенно истории могут становиться всё более длинными, с большим количеством персонажей.

«Напомни мне…»

Чтобы научить пересказывать, вовсе не обязательно говорить сыну или дочке что-нибудь вроде «А теперь перескажи то, что мы прочитали». Примените технику «Напомни мне…» Дети обожают чувствовать себя умнее взрослых – сыграйте на этом. По пути в детсад или дома, когда ребёнок крутится возле вас на кухне, как бы невзначай скажите: «Помнишь, мы с тобой недавно читали рассказ, как Дениска с другом пели куплеты? Представляешь, пытаюсь вспомнить и не могу. С чего там всё началось? А потом что было? Точно, Мишка ел сардельку в школьной столовой, и его разыскал Дениска. И что он Мишке сказал? А что на концерте пошло не так?» Сначала ваших наводящих вопросов будет много, но постепенно ребёнок сможет сам запоминать последовательность событий и рассказывать о них.

Шпионы, шпионы…

Игра «Секретная информация» предназначена для детей, которые уже умеют читать. Она поможет научиться выделять в тексте главное. Напишите на листке бумаги небольшой текст из 3–4 абзацев. В каждом абзаце должна быть какая-то информация, которую важно запомнить: время, место, событие и т. д. Скажите ребёнку, что у него есть всего 2 минуты для ознакомления с секретным донесением, потом текст придётся уничтожить (приготовьте заранее свечку и миску с водой – ребёнку наверняка понравится процесс сжигания листа бумаги). После того как документ сожжён, важно восстановить самое главное. Возможно, сначала вам придётся помогать наводящими вопросами: о чём говорилось сначала, что случилось, где будут происходить дальнейшие события, и т. д.

Совет родителям

И самое главное – чтобы ребёнок научился пересказывать, он сначала должен научиться рассказывать. По-этому не обрывайте, когда он фантазирует, расспрашивайте, как прошёл день, предлагайте представить, что было бы, если… Когда с малышом разговаривают, когда ему дают возможность высказаться – как правило, искусство пересказа он осваивает легко.