Искусство быть читателем

Искусство быть читателем

«Ваш уже читает? Нет? А наша давно – с четырех с половиной!» Послушаешь такие разговоры, и сразу заклеймишь себя плохой матерью, если за пару лет до школы не усадила дитя за книжку. А главное – как научить их, избалованных компьютером, читать увлеченно и самозабвенно?

Когда будущий первоклашка начинает более или менее уверенно прочитывать странички из букваря, родители вздыхают с облегчением: все, дело сделано, читать научились! Однако от умения бойко складывать буквы в слова и предложения до подлинного осмысления текста расстояние не меньше, чем от первых шагов годовалого малыша до восхождения на Эверест. И пройти этот путь без вашей помощи ребенку вряд ли удастся.

Рожденные информационной революцией

Еще лет 20–30 назад любой ребенок в читающей семье, если у него не было логопедических проблем, становился активным читателем, причем чаще всего без каких либо особых педагогических ухищрений.

Однако сегодня, нравится нам это или нет, книга перестала быть единственным источником знаний. Появилась возможность получать необходимую информацию из Интернета, да и старое доброе телевидение не сдает позиций. Информация эта организована и структурирована иначе, чем в книгах, и не обладает привычными функциями текста. Вполне возможно (и это подтверждают уже новейшие исследования в области нейропсихологии), что при работе с компьютерными файлами включаются иные отделы мозга, чем при работе с книжными текстами.

Мы можем сколько угодно сетовать по этому поводу, но остановить бурный рост информационных технологий невозможно, а главное – абсолютно бессмысленно, как невозможно и бессмысленно пытаться запретить детям пользоваться современными носителями информации.

Но надо очень отчетливо понимать: сегодня детей как никогда ранее нужно учить читать книги и воспринимать это занятие как удовольствие. Сами по себе они этому не научатся. И важно успеть раньше, чем ребенок познакомится с безграничными возможностями электронных носителей.

Быть читателем – это как?

Что это вообще такое – быть читателем? Вступать во внутренний диалог с автором и героями, сопереживать им, примерять на себя их опыт. Ребенок, приученный к активному чтению, рисует любимых литературных героев, разыгрывает спектакли с их участием, придумывает новые повороты сюжета, даже видит их во сне. Все это нам знакомо по собственному детству, и сейчас самое время вспомнить об этом и поделиться воспоминаниями с детьми.

Прекрасно, если читатель не просто следит за сюжетом, а задумывается: «Почему герой поступил так, а не иначе?», «Что с ним будет дальше?», «Чем закончится история?» Такие вопросы незаметно развивают навыки текстового мышления, без которого невозможно нормальное обучение.

Под текстовым мышлением современная педагогика понимает умение читать, анализировать и интерпретировать тексты различного уровня сложности, а также создавать собственные тексты.

Воспитание читателя

Итак, чтобы ребенок стал читателем активным, думающим, творческим, необходимо приложить определенные усилия.

  • Семейное чтение. Даже если сын или дочка уже научились читать сами, они по-прежнему нуждаются в том, чтобы им читали вслух. Родительское чтение определяет для ребенка зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, он воспринимает с вашего голоса и, если книга ему понравится, через некоторое время обязательно вернется к ней еще раз, уже самостоятельно.
  • Ролевая игра – дети дошкольного возраста пока еще не способны к отстраненному анализу прочитанного. Они воспринимают текст целостно и эмоционально. И лучший способ понять его и осмыслить – ролевая игра. Предложите поиграть, к примеру, в Малыша и Карлсона, в Винни-Пуха и Пятачка, придумать продолжение любимой истории. Например, как сложилась судьба Дюймовочки после встречи с эльфами, что произошло бы, если бы Красная Шапочка не встретила волка, и т. д.
  • Семейный театр. Хороший способ вжиться в текст – поставить домашний спектакль, кукольный или драматический. Если в процессе ролевой игры ребенок перевоплощается в своего героя и вместе с ним плывет по течению сюжета, то спектакль позволяет отстраниться от текста, посмотреть на него несколько со стороны и поделиться своим прочтением со зрителем.
  • Иллюстрирование. Придумывая рисунок к любимой сказке, ребенок заново проживает текст, анализирует его отдельные фрагменты и мотивы, примеряет на себя разные роли, учится выделять главное и отбрасывать второстепенное. Поэтому так полезно играть в художников. Чтобы было интереснее, можно, например, сделать комикс или даже создать при помощи несложных анимационных программ мультик, выпустить собственное иллюстрированное издание понравившейся сказки.
    Пусть маленький читатель нарисует одну и ту же сцену с точки зрения разных персонажей: например, Аленушки, Бабы-Яги, мышки («Гуси-лебеди»).
  • Чтение про себя. Доказано, что при чтении про себя уровень и скорость восприятия текста увеличиваются в несколько раз. Лишь читая про себя, ребенок остается один на один с книгой: уходит «третий» – читающий вслух взрослый, общение с которым в процессе чтения отодвигало на задний план диалог собственно с книгой.

С книгой наедине

Самостоятельное детское чтение – процесс очень деликатный и даже интимный. Поэтому регулировать его нужно незаметно, исподволь формируя у ребенка читательский вкус .

  • Не навязывайте ребенку книги, которые он не хочет читать: выбор книг во многом зависит от характера ребенка, от его психологического типа, и его вкус вовсе не обязательно будет совпадать с вашим.
  • Не торопите маленького читателя. Чтение – не пожар, и у каждого свой темп восприятия текста: одни дети как будто «заглатывают» книги одну за другой, другие читают потихоньку, смакуя каждое слово, наслаждаясь понравившимися эпизодами.
  • Не стоит сердиться, если ребенок много раз перечитывает одну и ту же книгу. Многие психологи и педагоги полагают, что многократное перечитывание как раз и свидетельствует об осознанном читательском творчестве.
  • Не требуйте, чтобы ребенок непременно пересказывал вам прочитанное, не проверяйте «на знание текста». Чтение – не учеба, не обязанность, а удовольствие.