Григорий Ковалевский: из двоечника в виртуозы

№ 6, 2010
Рубрика: Звездный старт
Автор статьи: Анна САЗОНОВА
Григорий Ковалевский: из двоечника в виртуозы

Григорий Ильич, начнем с рассказа о семье?

— Давайте о семье. Мои папа и мама были сирота­­ми, мама потеряла своих родителей в 3 года, папа — в 9 меся­­цев. Так что мы со старшим братом росли без бабушек-дедушек. Жили очень бедно, но при этом дружно. Я до 20 лет прожил в коммуналке, у нас на Петровке была комната, и вот шесть семей друг другу по­­могали, все друг про друга зна­­ли. В нашей 24-метровой комнате, разгороженной какими-то шир­­мочками, жили родители, мы с братом, наш дядя — мамин дво­­юродный брат, его жена и его быв­­шая жена. Она была нам практи­­чески родным человеком, очень многое для нас сделала. Именно она отвела сначала брата, а когда мне исполнилось 5 лет — и меня, в музыкальную школу. Миша начинал учиться играть на скрип­­ке, потом перешел на ударные инструменты, а я играл на вио­­лончели. За обучение надо было платить. Огромное спасибо роди­­телям: они все сделали для того, чтобы мы с братом могли зани­­маться музыкой. Они водили нас на концерты, и вот в 11 лет я по­­шел на концерт Квартета имени Бородина и познакомился с его основателем — виолончелистом Валентином Александровичем Берлинским. Можно сказать, он стал мне вторым отцом, и я ему всем обязан — и как музыкант, и как человек. Всем положительным, что во мне есть. Конечно, и родителям тоже, но Валентин Александрович был и учителем, и старшим това­­рищем, он тоже моя семья. В 14 лет я поступил в музыкальное учили­­ще к нему в класс.. О нем очень долго можно рассказывать, это был уникальный музыкант и уди­­вительный человек! Полтора года назад его не стало, и… Знаете, пока учитель жив, сколько бы тебе ни было лет, есть ощущение, что ты еще ребенок, ученик.

— А общеобразователь­­ную школу Вы восприни­­мали как досадную нагрузку к музыкальной?

— Ну, так не воспринимал… С утра была обычная школа, потом мы приходили домой, брали инструменты и шли в музыкальную, вечером делали уроки и как-то успевали еще и на конь­­ках покататься — у нас рядом был каток «Динамо», и во дворе по­­бегать. А учился я, откровенно говоря, так… средненько. Родите­­ли, разумеется, переживали, пы­­тались как-то воздействовать. Спасло то, что всегда хотел быть музыкантом и после 7-го класса поступил в музыкальное училище, а там общеобразовательные пред­­меты были постольку-поскольку.

В последний год учебы, перед по­­ступлением в консерваторию, во­­обще все, кроме музыки, забросил и по математике и истории полу­­чил в последней четверти двой­­ки. Ну, поскольку в предыдущих четвертях были тройки, за год мне все-таки тройки вывели. А если бы остался в школе, наверное, до сих пор бы учился в 8-м классе (смеет­­ся). Усидчивости не хватало.

— Примерным мальчиком Вы, конечно, не были?

— Ой, не был! И стычки какие-то случались с ребятами из со­­седних дворов… Хотя, в общем, меня не обижали: брат играл на ударных, ему было уже лет 14, и когда он шел с барабаном — он же просто король был! А еще при­­ходили его друзья, поскольку у нас неподалеку были теннисные корты, и там устраивали танцы. Они ре­­петировали, все восхищенно смо­­трели — как же, ударник! Так что и меня не задевали. Да и попробо­­вал бы кто-нибудь! Сразу налета­­ли ребята со двора — наших бьют! Очень дружная у нас была компа­­ния. Хотя драки случались страш­­ные, и то, что я видел, — уже совсем не детство. Тогда, через несколь­­ко лет после войны, объявили амнистию, у нас и в соседних дво­­рах было очень много бывших заключенных. И человека могли коньками порезать, просто забить могли. А поскольку дворы были проходные, к моменту, когда при­­езжала милиция, все разбегались. Но это уже старшие, а мы… Мы постоянно где-нибудь лазили, откуда-нибудь прыгали. О том, что­­бы руки поберечь, я тогда совсем не думал. В поликлинику к хирур­­гу то и дело приходилось обра­­щаться. Однажды на спор прыгнул со второго этажа, разбил лицо об асфальт и сломал нос. Нало­­жили что-то вроде лангетки — так и ходил какое-то время. А врач у нас был замечательный, я даже фами­­лию до сих пор помню — Аксельрод. Он нас с братом знал как облуп­­ленных, был настоящий семейный доктор. Хотя когда мы болели — это одно из самых грустных детских воспоминаний. У нас была комната в полуподвале, и вот сидишь у окна и видишь, как ребята мимо пробе­­гают — кто гулять, кто на коньках кататься. А ты дома скучаешь.

— А самое счастливое воспо­­минание?

— Наверное, все-таки му­­зыкальное училище. Знаете, это такой возрастной разброс. Я по­­ступил 14-летним, а там учились и взрослые люди — оперные пев­­цы и те, кто играл на духовых инструментах. Брат уже был третьекурсником, и меня как-то сразу приняли в круг старших ребят. Ну, понятно, и девушки там были красивые (смеется).

— В консерваторию Вы поступали как виолончелист, а потом сменили виолончель на контрабас?

— Да, вынужденно это сделал. Я очень рано женился, на первом курсе. Родился сын, надо было как-то семью содержать, и я днем учился, а по вечерам подрабатывал в ресторане — играл на контрабасе. И понял, что совмещать два ин­­струмента просто не получается. Пришел к Берлинскому, все ему объяснил. И он меня благосло­­вил. А когда сыграл на контрабасе Ростроповичу, Мстислав Леополь­­дович сказал: «Старичок, ты бу­­дешь кушать хлеб с маслом!» И как в воду глядел. Благодаря контраба­­су я получил возможность играть с Квартетом имени Бородина, со Святославом Рихтером, с тем же Ростроповичем. А пока учился в консерватории, меня пригласили работать с Марком Бернесом. Мы много ездили по стране, общались с замечательными артистами. По­­том мы с братом играли в ансамбле «Веселые ребята»: он на ударных, я на бас-гитаре. И вот этот эстрад­­ный период в жизни стал очень хо­­рошей школой, помог раскрыться. Но пришлось выбирать: оставать­­ся на эстраде или заниматься клас­­сической музыкой, ради которой я и учился. Выбрал второе — и счи­­таю, что правильно сделал.

— С будущим руководите­­лем и дирижером «Виртуозов Москвы» Владимиром Спива­­ковым Вы познакомились в 1963 году, на вступительных экзаме­­нах в консерваторию. А как это было, помните?

— Володя очень любит сти­­хи, прекрасно разбирается в по­­эзии, а я немножко больше реалист и знаю массу анекдотов. И вот стоял я в компании ребят и то ли анекдот рассказывал, то ли просто пошутил, но как-то мы с Володей переглянулись — ну, и разговори­­лись, стали общаться в переры­­вах между экзаменами, готови­­лись к ним вместе. Постепенно приятельство переросло в дружбу. Вообще я счастливый человек: у меня есть два очень хороших друга. Это Левон Оганезов, с кото­­рым мы познакомились еще в учи­­лище, и Володя Спиваков. С ним за 47 лет мы провели вместе, на­­верное, больше времени, чем со своими семьями, стали абсо­­лютно родными. Чувствуем друг друга просто на полутонах, иногда и говорить ничего не надо. В кон­­це 1978 года у Володи появилась идея создать оркестр, и я ему за это очень благодарен. «Виртуозам Мо­­сквы» уже 31 год, состав менялся, из самого первого остались толь­­ко двое — Спиваков и я. Но оркестр существует и продолжает ставить очень высокие планки. И труд­­ности, и проблемы были, но все равно для меня эти годы – удивительно хорошее и светлое время.