Как стать грамотным

Как стать грамотным

«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами».
Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, ещё наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. И тогда, сгорая от публичного стыда, экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Знакомо ли сегодняшним школьникам и их родителям подобное смущение? Хотелось бы в это верить.

Правда, даже если современные дети возьмутся повторить этот подвиг предков, многим придётся сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Слава словарям!

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» – это ещё как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребёнка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, ещё и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребёнка ими пользоваться.
Но вернёмся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте – на какое-то определённое правило.
Судите сами:

  • «брусчатая» – суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • «небезызвестная» – пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • «потчевала» – если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твёрдо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придётся письменно обращаться к партнёрам, коллегам, и тем более к начальству.

О грустном…

— Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Её конспект к первому уроку начинался так: «Здраствуйте дети» – без в и запятой! – с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Все и так это видят повсюду: начиная с ученических тетрадок и заканчивая бегущей строкой в новостных блоках ведущих телеканалов. А уж какие ударения ставят в словах тележурналисты! Хотя тоже, наверное, где-то учились. Почему всё это происходит и что с этим делать? Давайте разбираться.

Причины безграмотности:

  • Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, – отсутствие привычки к чтению. Причём не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдёшь, но и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  • Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  • Приходится констатировать и ухудшение подготовки в школах и вузах. Увы!
  • Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребёнок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложнённой программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном – середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

…А может, он болен?

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причём чем раньше – тем лучше.

— Уже к четырём годам, – утверждает логопед Ольга Ковалевская, – можно определить, входит ли ребёнок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным. Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребёнок не все звуки выговаривает чётко, заменяет одни на другие (р – л, с – ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право – лево, верх – низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в – ф. А ещё пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила – будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».

Миф о врождённой грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет – если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность – только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребёнок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

— Иногда я слышу, как человек хвастается: «Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня – врождённая грамотность!» – рассказывает психолог Андрей Соколов. – Отсюда можно сделать вывод, что существует и врождённая безграмотность. А значит, учись – не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок – всё-таки свойство приобретённое. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте.

Что же необходимо, чтобы так называемая «врождённая грамотность» появилась? Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью. Во-вторых, много читать. И чем раньше ребёнок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах всё-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовём самые среди них распространённые:

  • работа с картинками «Найди 10 отличий»;
  • игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребёнок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача – определить, что изменилось;
  • одно из самых эффективных упражнений: показать ребёнку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Этапы большого пути

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребёнка нет никаких логопедических проблем, а в семье – культ чтения. Всё это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  • При чтении вслух чётко проговаривайте все слова.
  • Разговаривайте с ребёнком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живёт, что делает… И следите, чтобы ребёнок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  • В 1-м классе смотрим, в каких словах ребёнок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  • Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
  • Во 2–3-м классе всё то же, но просим найти ещё и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  • Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребёнок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный приём для выработки самоконтроля.
  • Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребёнка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чём говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких – большинство) – забывать о том, что домашнее задание – это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить всё, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдаёт не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

Как и в начальной школе, работа над ошибками остаётся важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Хитрости и уловки

Ребёнок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придётся: всё равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе – плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмём для примера всё ту же Агриппину Саввичну: что у неё на носу – веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с – т – п – к – х – ч – ш – щ – ц – ф. Трудновато, да? Внимание – включаем фантазию, и вот уже: «Стёпка, хочешь щец? – Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание «Зося ждёт» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова «мужчина» и «женщина»? Включите домостроевскую логику: «мужу – чин, жене – щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Что ещё помогает подружиться с родным языком?

  • Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
  • Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
  • Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
  • Запишите свою речь на диктофон (а ещё лучше – создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.