Детство, прощай!

Детство, прощай!

Месяц больших трат. Именно так можно назвать июнь, когда речь идет о родителях 11–классников. Грядет выпускной: вечерние платья и дорогие костюмы, застолье в ресторане и транспорт для ночных гуляний обходятся в круглые суммы. По мнению психологов, это вполне оправданно. Ведь корни нынешних выпускных уходят в глубокую древность.

Можно подходить к выпускному с прагматической точки зрения: нужны ли все эти траты, наряды, застолья? – рассуждает Алексей Обухов, кандидат психологических наук, завкафедрой психологии образования МПГУ. – А можно и так: это очень древняя, архаическая традиция – отмечать каким-то ритуалом смену социального статуса. И ведь очевидно, что школьников и студентов, в возрасте которых всего-то год разницы, взрослые воспринимают по-разному. Школьникам «тыкают», а студентов, как правило, называют на «вы». Родителей школьника могут вызвать к директору, студент же расплачивается за свои поступки самостоятельно. Кроме того, бывший подросток в студенчестве получает первые, пусть и минимальные, собственные деньги – стипендию или доход от подработок. И учится распоряжаться ими самостоятельно. Словом, становится всё более отдельной от родителей и всё более значимой единицей людского сообщества. А значит, переходит из разряда ребенка в разряд взрослых. Эту смену статуса, по сути, и знаменует школьный выпускной.

Испытания для подростков

В древности подростки становились взрослыми, проходя обряд инициации. Ритуальное посвящение вчерашних детей в полноправные члены общества считалось необычайно важным и сопровождалось, как правило, серьезными испытаниями, которые подчеркивали, что подростки уже не станут прежними. На них могли накладывать запреты (нельзя разговаривать, есть, выходить на свет). А порой инициация выливалась в то, что сейчас назвали бы членовредительством (вырвать зуб, отрезать или проколоть мочку уха и т. п.). Лишаясь материального, юноши и девушки в то же время погружались в мир духовного: узнавали мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний, а главное – правила поведения и организацию взрослых. Словом, возвращались в племя они уже другими – и внешне, и внутренне. И официально переходили в ранг взрослых, полноправных членов социума.

Современные ритуалы

Сейчас, конечно, подростков ради их взросления не увечат и не мучают. Это хорошо. Однако психологически тинейджеры оказываются в гораздо более сложной ситуации, чем столетия назад.
— В тех культурах, где сильна обрядовая сторона жизни, нет трудностей переходного возраста, – отмечает Алексей Обухов. – Эти проблемы откуда возникают? У подростка появляется потребность быть взрослым, он хочет сепарации, отделения, но у него нет возможности. А там, где есть ритуал перехода во взрослые, такого конфликта не существует даже в современных культурах.
Нынешние формы инициации могут не иметь ничего экзотически-туземного и выглядеть вполне обычными. К примеру, в селах Бурятии они выражаются в свадьбе, которую принято играть в 19–20 лет. Считается, что именно в этом возрасте молодежь должна обзавестись семьей, собственным жильем (на которое часто скидываются родственники) и хозяйством. После чего молодые люди безболезненно получают звание самостоятельных и взрослых. Похожая ситуация на Алтае, в Осетии, Дагестане, Балкарии и других кавказских республиках.
В большом европейском городе ребенку даже чисто технически сложнее стать взрослым. Из-за проблем с жильем многие всю жизнь остаются в родительской квартире, а значит, фактически продолжают играть роль ребенка.
Жениться нынешняя молодежь тоже зачастую не торопится. И хотя подростки бунтуют, а конфликты «отцов и детей» разгораются, в чем-то такая ситуация устраивает обе стороны.
Дети, вроде бы мечтая быть взрослыми, избегают ответственности. Родители, в свою очередь, тяжело переживая отделение ребенка, тормозят его на стадии детства.

Когда заканчивается детство?

В прошлом году «Левада-центр» проводил очередной социологический опрос на тему «В каком возрасте сейчас заканчивается детство и начинается взрослая жизнь?» Россияне дружно остановились на возрасте в 16 лет. Интересно, что эта точка зрения не меняется уже много лет. Хотя официально эта цифра уже ни с чем не связана: школу заканчивают в 17–18 лет, спиртное и сигареты можно покупать с 18, паспорт получают в 14…
По мнению социологов и психологов, возраст наступления самостоятельности увеличивается. Раньше в мегаполисе люди становились самостоятельными после окончания школы, а сейчас студенты фактически еще не самостоятельны. То есть эта планка сместилась минимум на 5 лет. И может смещаться дальше. Сейчас ведь тренд – получать по два высших образования. В результате чего возраст самостоятельности, взросления смещается на окончание второго высшего. Конечно, бывает, что человек совмещает учебу с работой, так как чувствует, что ему не хватает знаний. Но нередко, оставаясь «вечным студентом», он сознательно убегает от самостоятельности.

Выпускной как инициация

Таким образом, окончание школы – самое похожее на древнюю инициацию событие. Даже сам школьный аттестат еще недавно назывался «аттестатом зрелости»: то есть вчерашнего ребенка с этим документом признавали взрослым. Первобытные мучительные испытания сменились современными выпускными экзаменами, которые стоят, пожалуй, не меньших переживаний и нервных потрясений. В финале – на выпускном – вместо получения нового имени подростки меняют облик: предстают во взрослых вечерних платьях и костюмах. Умопомрачительные наряды, настоящее застолье, гуляния до рассвета – всё это праздник свободы, «взрослости» и преодоления детских запретов (никаких тебе больше маминых криков: «Чтобы дома в девять был!»).

Правильный праздник

Как же правильно провести выпускной, чтобы он не свелся к банальной дискотеке? Как подчеркнуть его важность и тем самым облегчить сложности переходного возраста? Выпускной бал должен стать моментом, когда подводят итоги и делают шаг в новую жизнь. И чем торжественнее он проходит, чем больше символов обыграно, тем лучше.
Конечно, не стоит пускать всё на самотек: надо заранее продумать программу, в которой каждый сможет принять какое-то участие. Нужно, чтобы была и официальная часть, и какие-то душещипательные моменты, когда кто-то даже прослезится. И конкурсы, и игры, и сам бал.

В последние годы стилисты советуют выпускницам не увлекаться взрослыми нарядами и прическами, а подчеркивать на выпускном свою юность. С точки зрения психологии, лучше наоборот: пусть наряды будут максимально взрослыми.
Неожиданно превратившись из подростка в джинсах в даму со сложной прической и шлейфом длинного, в пол, платья, девушка предстает в глазах друзей, учителей, а главное – родителей в новом облике и в новой роли. И если после выпускного у мам и пап постепенно начинает меняться система требований и ожиданий по отношению к ребенку – значит, шаг вперед был сделан. И это правильно.

Хорошо бы провести какое-то символическое действо. К примеру, в школе № 94 города Тольятти есть традиция – посвящение 10-классников в будущие выпускники. После ряда испытаний ребят выстраивают в шеренгу перед зеленой лентой на полу и предлагают дружно, под удар барабана, перешагнуть ее, оставляя позади «зеленое» детство и забирая из него на другую сторону всё самое светлое и лучшее. Неплохая идея и для выпускного.

Как отмечает школьный педагог-психолог Светлана Азарова, наблюдая за этим простейшим, казалось бы, действием, можно даже диагностировать особенности отношения ребят к взрослению: одни ученики стараются побыстрее перешагнуть ленту и даже норовят сделать пробный шаг еще до сигнала. Другие, напротив, перешагивают с опаской, самыми последними.

Вообще фантазии организаторов выпускных нет предела. Где-то после клятвы выпускника директор лично наливает каждому бокал пунша. Где-то одномоментно всем классом выпускают в небо воздушные шарики. Или раздают всем маленькие свечки и в полумраке каждый говорит бывшим одноклассникам добрые слова.
В некоторых школах устраивают на выпускном классические бальные танцы, ради чего дети в промежутках между экзаменами бегают к хореографам осваивать вальс. Так или иначе, если ритуал повторяется из года в год, то каким бы он ни был, он становится символом и приобретает всё более серьезное значение. Его ждут и его проходят.

Альбом-помощник

Создание выпускного фотоальбома превратилось уже в обязательную часть программы. Эконом-вариант – сделать фото учителей, фото одноклассников и несколько менее формальных снимков с самыми близкими друзьями и подругами.
— Я считаю, что выпускной альбом невероятно важен, – считает Алексей Обухов. – Это такой элемент, который будет работать и на выпускном, и дальше. Есть школы, где делают толстые альбомы, в которых не только фотографии, но и литературные произведения какие-то, и путевые заметки, и контакты, и посвящения учителям и от учителей. А в конце оставляют пустые страницы – чтобы уже на выпускном балу дети и учителя заполняли их друг другу, это уже персонализированные посвящения.
К такому альбому человек через некоторое время возвращается, листает его и, ностальгически переживая, вероятно, сможет легче принять какие-то решения в дальнейшей жизни.

Жизнь без выпускного

— У меня не было выпускного, – жалуется 20-летняя Мария. – Из школы я ушла после 9-го класса, а выпускной в колледже пропустила, потому что уехала в турпоездку. Мне до сих пор жалко, что так получилось. Хотелось бы чего-то в этом роде: повеселиться с друзьями, погрустить немного, повспоминать, те же шарики всем вместе выпустить…

А вот Даша на свой выпускной просто не пошла. «Не хочу!» – отвечала она на все уговоры родителей и старших сестер. Аттестат буднично забрал из школы папа. Значит ли это, что Даша решила задержаться в детстве, и как может «аукнуться» отсутствие выпускного, если, оказывается, он так важен для перехода в новый статус?

— Если человек сознательно не пошел на выпускной, нужно подумать: почему? – рассуждает Алексей Обухов. – Скорее всего, он не чувствует причастности к этой общности, к этому классу, школе. Если это, конечно, не сиюминутное решение из-за ссоры с друзьями, например. В любом случае не стоит думать, что из-за неявки на выпускной подросток навсегда останется в детстве. Так же, как и проведенное по полной программе прощание со школой вовсе не обещает мгновенного взросления ребенка.

Во-первых, в современном обществе есть и другие замены инициации: окончание вуза, свадьба и даже корпоративные посвящения в «свои».

Во-вторых, школьный бал хотя и ставит некую точку, всё же вовсе не так значителен, как инициации в древности.
То, как взрослеет ребенок, сегодня больше зависит от стратегии воспитания. Если родители сумели не окружать ребенка гиперопекой, а постепенно предоставлять ему все больше самостоятельности и повышать меру его ответственности, то взросление более-менее спокойно должно произойти независимо от выпускного. А выпускной просто подчеркнет это взросление и даст повод чуть-чуть измениться отношениям в семье.

Лондон, Дрезден, Будапешт

Надежда Серебрякова, Лондон (живет в Великобритании 17 лет):

— В Англии взросление отмечается трижды: 16 лет (можно жениться и выходить замуж без согласия родителей и подписывать контракты, имеющие юридическую силу), 18 лет (голосовать, покупать сигареты и алкоголь), и 21 год (человек окончательно считается взрослым). Эти дни рождения все стараются отмечать особо, например, устраивают балы. А вот выпускных балов до недавнего времени не было: суровые английские школы такими глупостями не занимались, да и родителям не приходило в голову тратиться. Но где-то с 2000 года, благодаря американским подростковым телесериалам, дети нередко стали выражать желание бурно отметить окончание школы.

Людмила Бредюк, Дрезден (живет в Германии 16 лет):

— Дети в Германии, как правило, становятся взрослыми
в 16 лет, когда у них проходит посвящение во взрослую жизнь. Если верущие, то это называется конфирмация. У моего сына был югендфайер (Jugendfeier). Раньше в этот день ребята получали свой первый костюм, галстук, рабочие инструменты и собственность для ведения хозяйства. Девочки могли уже быть помолвлены и получали свое приданое. Сегодня это большой праздник: ребят поздравляют чиновники из городского управления, родные дарят подарки (родители, как правило, – первую сберегательную книжку). Теперь к ребятам будут обращаться на «вы», они могут пить пиво. Но и ответственность уже как у взрослых.

Виктория Гаврилова, Москва (жила в Венгрии 10 лет):

— Учителя в Венгрии называют детей «зайчиками» и целуют при встрече. Ученики обращаются к ним «тетя» или «дядя». Танцы, песни – основные предметы. После 8-го класса всё меняется. Учитель становится «господином учителем». В расписании появляются латынь, математика, основы специальности. Оценки ставят очень строго. Этот переход никак ритуально не оформлен, и дети нередко теряются, впадают в депрессию. А выпускной будет в 12-м классе. Он состоит из двух частей: на первую все приходят в единой форме, сшитой на заказ, вторая часть – выпускной вальс – в элегантных костюмах и бальных платьях. Обычно окончание школы – начало жизни отдельно от родителей.