Не отставая от времени

Глаз, который называют окном души, это главный путь, посредством которого общее чувство
может рассматривать бесконечные произведения природы в наибольшем обилии и великолепии …»
Leonardo da Vinci

В школе «5» — «отлично», и только офтальмологи за отличное зрение ставят «единицу».

Многие из нас, работающие в гимназии более 10 лет, отмечают, что дети нынешнего времени существенно отличаются от тех детей, которых мы учили некоторое время назад. В этом нет ничего удивительного! Меняется жизнь общества, меняются и люди, живущие в этом обществе. Но, что очень огорчает,— ухудшается здоровье детей и не считаться с этим нельзя. В сентябре, опросив детей, мы узнали, что около 35 % из них испытывают серьёзные проблемы со зрением. Учитывая то обстоятельство, что дети проводят много времени в школе, необходимо серьёзно задуматься, – чем мы можем помочь им и, прежде всего, их зрению?

Каждому человеку характерно своё движение глаз. Нам кажется, что мы видим непрерывно, но это вовсе не так! Глаз перемещается в секунду 2 раза, как бы «фотографируя» кадры, а затем мозг слагает эти кадры в единое целое. Доктор биологических наук Василий Филин утверждает, что быстрота реакции и индивидуальное, характерное каждому человеку движение глаз, взаимосвязаны. Глазу важно за что-то «зацепиться», так как крайне тяжело удерживать внимание на чём-то однообразном и привычном. Естественные механизмы зрения не могут, поэтому работать и причина этого агрессивная среда, а следствие – неврозы, депрессия, – плата за человеческую неграмотность. Был проведён опыт (доктор медицинских наук Павел Соколов) – человек смотрит 1 минуту на шахматную доску, мозг фиксирует угнетающее воздействие.

Человеку необходима комфортная внешняя среда. Тысячелетия назад это интуитивно чувствовали наши предки, создавая неповторимые творения архитектурной музыки.

Агрессивные поля, однообразие — бомбардируют наш мозг. А что в этих обстоятельствах можем сделать мы?

Необходимо создавать визуально благоприятную среду. Можно сделать человека больным и раздражительным и можно сделать здоровым и радостным. В конечном счёте, это зависит только от нас. Ушинский говорил: «Ландшафты воздействуют на человека больше, чем педагогический процесс». Бесспорно, необходимо грамотное освещение, интерьер и многое другое, ну а что же можно сделать на уроке? Во-первых, менять привычное положение учителя у доски, в процессе урока задействовать всё пространство классного помещения (стена, окно, потолок). И как можно реже использовать доску.

Во-вторых, заслуживает внимания такой элемент урока, как зрительная гимнастика. Много времени это не отнимет, а польза очевидная.

О «глазной гимнастике» рассказывает врач – офтальмолог Ирина Алексеевна Костырева. Комплекс простых упражнений отлично тренирует глазную мышцу, предотвращая её спазмы. Наиболее ощутимую пользу гимнастика приносит юным – они с её помощью могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного» комплекса поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость. Гимнастику для глаз необходимо делать дважды в день, желательно не менее 3–5 минут.

Правила выполнения гимнастики для глаз

  • Все упражнения, кроме последнего, выполняются сидя, в удобном положении. Спина прямая, шея и плечи максимально расслаблены.
  • В упражнениях, когда глаза двигаются по определённым направлениям, фиксируйте финальную точку каждого движения на несколько секунд.
  • Каждое такое упражнение следует повторять не менее 7-10 раз в каждом направлении.
  • Упражнения можно выполнять в разной последовательности и неограниченное количество раз. Стоит выбрать несколько упражнений и повторять их в течение рабочего дня.
  • В «гимнастику» для глаз стоит ввести гимнастику шейного отдела – наклоны головы вперёд, вправо-влево и круговые вращения.

«Гимнастика» для глаз (адаптирована для учащихся начальной школы)

Расслабление

Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты жизни: любовное свидание или первые звуки сына, плеск ласкового моря или лесную прогулку. У каждого человека есть свои радостные воспоминания. Детям, чтобы расслабиться рекомендуется слушать звуки природы (шум моря, пение птиц и т.д.).

Круговые движения.

Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. У детей выполнение упражнения сопровождается чтением произведений народного творчества.

Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре,
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон!
Унеси меня, мой змей,
Прямо в небо поскорей!
В небе я хочу кружиться,
В небе я хочу носиться,
И хочу я, словно птица,
Улететь за сто морей.
Унеси меня мой змей,
Прямо в небо поскорей!

Движения по прямым линиям.

Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо — налево, и вертикали: вверх — вниз. Направо – налево. Вверх — вниз.

Жили – были три чертенка
И два маленьких котенка.
Им велели дружно жить,
А тебе идти водить!
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон!
Кто не верит – выйди вон!

Моргание.

Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза. Вместе с морганием, дети по очереди перебирают пальчиками.

— Мальчик — пальчик, Где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Диагонали

Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трёх морганий повторите в правую сторону.

Цветочная гимнастика.

Доска на разных уровнях украшена цветами. Дети произносят считалку и следят глазами за указкой учителя.

1, 2, 3 – выросли цветы,
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок прилетал, стебелёчки качал,
Влево нагнулись – низко пригнулись,
Вправо нагнулись – низко пригнулись.
Ветерок улетай, ты цветы не ломай.

Зеркальная диагональ

Аналогично предыдущему упражнению скосите глаза в левый верхний угол, затем в правый.

Мышка в кружечке зелёной
Наварила каши пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидают ужина.
Всем по ложечке досталось-
Ни крупинки не осталось.

«Тёмное расслабление»

Положите на закрытые глаза тёплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого чёрного цвета.

— Сыграем в прятки, — сказала луна,
С неба, скатившись в лес (закрываем глаза ладонями).
— Сыграем в прятки,— сказал ветерок,
И за холмом исчез.
— Сыграем в прятки,— завидев звезду,
Сказали ей облака.
— Сыграем в прятки,— сказали часы,-
Тик— так, динь-динь, диги — дон!
— Сыграем в прятки,— сказал я себе,
И погрузился в сон.

Моргания

Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.

Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела, опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом в присядку.

«Косые глаза».

Сведите глаза к носу, бровям, плечам, кончику языка.

«Близко – далеко».

Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую далеко вперёд, стараясь увидеть максимально удалённые предметы.

Сначала посмотреть на траву, цветочки. Затем через радугу перенесёмся к горизонту и вглядимся, откуда каждое утро появляется солнышко.

Дождик, дождик, посильней,
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки –
На крутом лужочке!
Радуга – дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко.
Дам тебе меду
Целую колоду.

Продукты питания, улучшающие зрение

  • чёрные ягоды: смородина и черника;
  • рыжие фрукты: абрикосы и урюк;
  • зелень: петрушка, укроп и зелёный лук.
  • напитки: зелёный чай, заваренные листья и плоды боярышника.
  • И, конечно же, грызите молодую морковку, заедая её, чайной ложкой сметаны или растительного масла.

Полезно и вредно

Полезно:

  • работать только при хорошем освещении;
  • чаще отдыхать от напряжения, созерцая горизонт, небо, облака, лес;
  • витамины;
  • делать упражнения для глаз;
  • умывание холодной водой.

Вредно:

  • работать при плохом освещении;
  • непосильные нагрузки без перерыва и отдыха;
  • солнцезащитные очки, если нет яркого излучения;
  • когда о них не заботятся.

Список используемой литературы:

  1. Татьяна Козлова. Журнал «Самая», рубрика «Здоровье».
  2. «Теория невероятности». Телевизионная передача, сентябрь 2007 года.
  3. Журнал «Здоровье» № 12 от 22.03.2007 года.
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007 год.
  5. Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе», Москва, Просвещение, 1971 год.
  6. «Живая вода». Сборник русских народных песен, сказок, поговорок, пословиц, загадок. 1977. Москва: Детская литература.
  7. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». 1996. Харьков: Фолио.