Форменный этикет
Содержание статьи:
Короткие юбки, яркие кислотные цвета — таковы законы подростковой моды. И дети, понятно, стремятся соответствовать им во что бы то ни стало. Но как быть со школой? Существует ли здесь особый дресс-код, правила этикета в отношении одежды, или бороться с мини-юбками можно только насильственными методами, например, введением школьной формы?
На пороге обычной школы небольшого городка директор Ольга Ивановна каждое утро проверяет, во что одеты спешащие на занятия ученики вверенной ей школы. Малышей Ольга Ивановна просит показать сменную обувь, к старшеклассникам приглядывается более внимательно, особенно к старшеклассницам. Так-так, кофточка с глубоким вырезом, длину юбки даже страшно описать, а макияж! Обычно директор стоит около школы с линейкой и зеркалом, чтобы объяснить наглядно, какой длины должны быть юбки. В этой школе формы нет, но директор – женщина строгих правил – решила навести порядок среди «распустившейся» молодежи. Ольга Ивановна любит повторять: «Одно дело – одежда для дискотеки, «отрываться» можно в чем угодно, в рваных джинсах, кофточках, не дотягивающих до пупка, но в школе… Тут учиться надо, а не тусоваться». Пользуясь властью директора, Ольга Ивановна установила свой «дресс-код».
Стиль или форма?
«Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д. и т.п. Многие взрослые россияне уже приобщились к корпоративному духу, но их дети по-прежнему ходят в школу «в чем попало».
Стоит ли вводить форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость?
Как было до…
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона «Об образовании». Коричневые платья и синие костюмы заменили «вареные джинсы», брюки-клеш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».
Учителя и родители: за!
Психотерапевты сомневаются
Если бы взрослые, которые декларируют, что открытые пупки в школе – это нескромно, установили бы дресс-код для школьников, то это позволило бы избежать проблем. Не принято же на деловых вечеринках появляться без колготок. Это все знают, и это нормально! Если бы школьная одежда была предложена как стиль, тогда в школьниках развивалась бы корпоративная культура. Можно поработать с дизайнерами, сделать школьную форму для девочек женственной, изящной, красивой. И потом декларировать это как дресс-код школьной корпорации. Без ханжеских покрикиваний: «Это не прилично!» Учителя не могут отрицать сексуальность девочек. Они же сами носят серьги, красят губы яркой губной помадой, надевают обтягивающие юбки. Это не что иное, как проявление сексуальности, точно так же, как и голые пупки! Так почему учителям можно? Поддерживая в школе культуру стиля в одежде, учитель должен показать, что уместно в классе, а что нет. И, возможно, подросток не будет вести себя вызывающе. А если учителя подчеркнут в одежде свою принадлежность к коллективу школы с помощью галстука, косынки или броши в тон костюмам детей, тем самым они подчеркнут свое уважение к детям и к общешкольной культуре.
Стилисты советуют
Многим иджмейкерам, которые занимаются разработкой школьных стилей, приходится сталкиваться с мнением о том, что школьная форма – это неудобно и неуютно. Конечно, это не джинсы и не спортивные штаны, уверяют стилисты, но неудобство возникает только поначалу, а когда привыкаешь, приходит чувство стиля, ведь деловые костюмы во взрослой жизни придется носить постоянно. Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнеры школьной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду: плиссированные юбки в клетку, пиджаки, жилетки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами, модными воротничками, трикотажными безрукавками, жилетами на пуговицах и молниях.
— Сейчас возвращаются те времена, когда школьная форма была предметом гордости, – считает имиджмейке медико-психологического центра «Индивидуальность» Марина Малитикова. – Как специалист и мама двух детей я считаю, что школьная форма дисциплинирует ребенка, развивает бережное отношение к одежде. Благодаря форме ребенок различает, где работа, а где отдых. Но для каждого возраста она должна быть своя. Младшие дети не отличаются усидчивостью: вертятся, крутятся, бегают, прыгают, им комфортно в свободной форме. Ученикам средней школы важно предоставить более-менее широкий выбор одежды, позволить проявить свою индивидуальность. Старшеклассники – уже совсем взрослые люди и должны выглядеть солиднее.
К всеобщей уравниловке в государственном масштабе мы возвращаться не должны, но ввести форму как элемент рабочей одежды для каждой школы, на мой взгляд, необходимо. Если школа выбирает просто стиль, или, как сейчас говорят, дресс-код, то я бы порекомендовала добавить к одежде эмблему, чтобы подчеркнуть принадлежность ребенка к школе. Это – и безопасность, и психологическая защита, и элемент гордости.
Статьи по теме: