Запрет на движение

Запрет на движение

Хорошо бы, чтобы ребёнок активно двигался, говорят все. Но если спросить: «Так когда же, как и где двигается ваш ребёнок?» – в лучшем случае мы услышим: «Ну… ходит на спорт (танцы)», «У них три физкультуры в неделю в школе – вполне достаточно». А квинтэссенцией такого разговора могут стать два вывода: 1) на учёбу времени не хватает, какое тут движение – баловство всё это, 2) когда приходишь домой усталый, детские вопли и суета очень на нервы действуют. Поэтому чем тише – тем лучше.

В озникает закономерный вопрос: а зачем вообще детям это активное движение? Давайте разбираться. Человек – целостная «конструкция», состоящая из трёх начал: тело – разум – чувства. И все эти составляющие взаимосвязаны. С самого рождения ребёнок активно развивается прежде всего через движения и эмоциональный контакт с близкими. Именно в движениях, подкреплённых приятными собственными чувствами и вниманием любящих взрослых вокруг, формируются многочисленные нервные связи в головном мозге. И это очень важно. От того, что мы с младенчества пытаемся вложить в ребёнка только интелектуальную информацию, он не становится более готовым к школе.

Ну что ты как маленький!

Петя уже в 2 года мог перечислить названия всех животных, в 3 читал. Родители были счастливы. Правда, при более близком контакте с мальчиком бросалась в глаза его телесная зажатость в области плечевого пояса, раскоординированность движений. А уже в 5 лет стало заметно, что в эмоциональной сфере у Пети с трудом выстраиваются отношения со сверстниками. Если что-то шло не так, как ему хотелось, он бросался кусаться и драться (поведение, характерное скорее для 2–3-летки). Начиная с 2 лет, психолог и педагоги детского сада настоятельно рекомендовали родителям Пети уделять внимание движению, ведь вспышки ярости во многом были связаны с постоянным телесным напряжением. Родители возражали: «Нам это не нужно. Просто у вас дети неадекватные. И вообще, вы нам завидуете». Конечно, в 6, а не в 7 лет Петю повели в Очень Сильную Школу. Но, несмотря на то, что интеллектуально он далеко опережал своих сверстников, его не взяли. Не приняли… из-за эмоциональной незрелости. Родители были в полной растерянности и некоторое время не беспокоили Петю занятиями – просто ходили гулять. И в какой-то момент заметили, что их шестилетний сын радостно носится по площадке и пытается повторять все движения за 3–4-летними малышами! Ему это наконец-то позволили, да ещё отдали заниматься плаванием и на психологический тренинг общения. В общем, активно занялись развитием двух забытых начал: тела и чувств. Через год Петю с удовольствием взяли в ту самую школу.

Очень нужные связи

К 7 годам в норме ребёнок приходит в школу с достаточным количеством межполушарных связей, а также связей различных отделов мозга с лобными долями, отвечающими за контроль поведения. Если эти связи не развиваются в нужном объеме, ребёнок просто не справляется с учебным процессом. Мы часто сваливаем это на лень, но, к сожалению, чаще всего дело именно в недосформированности важнейших нервных связей. Основное формирование их продолжается до 12 лет.
И, надеюсь, вы уже не удивитесь, – во многом благодаря двигательной активности ребёнка. Поэтому представление о хорошем ученике как о способном спокойно сидеть и делать уроки 18 часов в сутки, слегка неверно. Хотя и очень удобно… Между тем не случайно в начальной школе после 10–15 минут урока обязательно должна быть физкультминутка. Да и перемены, в общем-то, изначально задуманы для снятия накопившегося телесного напряжения. Ведь в течение урока устают и крупные мышцы тела – от однообразной позы, от длительного письма, и мелкие – например мышцы глаз. То есть проходимость нервных импульсов от руки, глаз, ушей в головной мозг и обратно снижается. Как следствие – глупые ошибки, снижение настроения и, естественно, нежелание учиться.

Как правильно пинать подушку

В нашем журнале несколько лет подряд публиковалась «Гимнастика мозга» и различные упражнения на формирование двигательных умений. Учителя, психологи, родители, которые уже знакомы с этими методами снятия телесных зажимов и учебного стресса, применяют всё это и на уроках, и дома. Вот второклассник сидит над тетрадью по математике и тяжело вздыхает. Мама уже третий раз заходит в его комнату в надежде простимулировать процесс. Сын вроде что-то начинает делать, но через пять минут она застаёт его всё в той же позе мировой скорби. Классика жанра, но дальнейшие события развиваются по неожиданному сценарию.
— Тебе не хочется делать математику?
— Да я бы её на Луну зашвырнул!
— Давай зашвырнём, – спокойно говорит мама и берёт большую подушку. – Представь, что это математика, и вперёд.
Дальше в течение пяти минут мама с сыном самозабвенно пинают и кидают подушку – математику. Мама следит, чтобы сын это делал не только правой, но и левой рукой и ногой, также они проговаривают всё, что думают об этом нудном кошмаре– приготовлении уроков. Потом мама спрашивает:
— Полегчало?
— Да!
— Что с математикой? Что-то не понимаешь или надо настроиться?
— Давай настроимся.
И они вместе с мамой выполняют 2–3 упражнения из «Гимнастики мозга». Потом через 10 минут мама заходит и просит отвлечься и ещё как-нибудь подвигаться – делать, что хочется. Через 30 минут уроки сделаны.

Объединяйтесь, господа!

Часто бывая в разных регионах нашей страны, я вижу грустную закономерность: чем больше город – тем меньше у детей возможности спонтанно двигаться, ведь на улицу погулять родители почти никогда не отпускают, боятся. И тем больше нишу движения и живого общения со сверстниками занимают Интернет и игровые приставки. Во многом это происходит потому, что нам – родителям, учителям – так удобно.
Наверное, каждая семья может найти свой выход из положения. Кто-то обеспечивает регулярные занятия спортом, особенно таким релаксирующим, как плавание. Кто-то ставит дома спортивный уголок. Некоторые объединяются и по очереди выгуливают компанию детей. У кого-то есть дача или дом в деревне, где хотя бы иногда дети пребывают в более свободном режиме. Наверное, главное – просто понять, как это важно, и тогда решение обязательно найдётся.

рисунок: Александра Ивойлова