О чем расскажет дневник

№ 10, 2007
Рубрика: Школа день за днем
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
О чем расскажет дневник

Необычный эксперимент почти весь прошлый учебный год проходил в школе № 81 Ростова-на-Дону: здесь ввели sms-дневники, и ежедневно вся информация о поведении и успеваемо­­сти учеников в виде «эсэмэсок» поступала на мобильные телефоны родителей. В результате за 7 месяцев эксперимента в школе повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина!
«Родители в восторге, дети в замешательстве», – так охарактеризовали сложившуюся ситуацию в школьной администрации: за нововведение высказались практически все папы и мамы, хотя каждый пятый школьник активно возражал против дополнительного контроля со стороны взрослых.
К сожалению, пока эксперимент прекращен: инициатива натолкнулась на юридические преграды (sms-услуги платные, а школа не имеет права брать деньги). Если их удастся преодолеть, sms-дневники появятся во многих ростовских школах.

Все тот же образ…

По статистике, две трети бывших советских школьников образ недели представляют себе в виде разворота школьного дневника, где пять учебных дней, суббота и потерянное при перевороте странички воскресенье. Психологи объясняют это тем, что необходимость разбираться в «семидневном хаосе» возникает у ребенка лишь с момента поступления в школу. А преимущество школьного дневника перед календарем в том, что дневником ученик постоянно пользуется. В итоге за годы обучения образ недели в виде дневника становится очень устойчивым.

Шерлок Холмс из Великой Губы

Посмотрите на обложки дневников – какие разные картинки!
Если, например, изображены мягкие игрушки или куклы, дневник, скорее всего, принадлежит девчонке лет 10–12-ти. Машинки и старинные замки? Значит, владелец – ученик не старше 6-го класса. Скажете, догадаться об этом нетрудно? Ну, а определить, пользуется ли владелец дневника успехом у противоположного пола, или какие у него отношения с родителями, сможете?
А вот Олене Клементьевой, ученице 10-го класса школы села Великая Губа, что в Карелии, это вполне по силам: ведь она под руководством школьного психолога Анны Шведовой провела настоящую научно-исследовательскую работу, посвященную особенно­­стям ведения дневников учащимися 6-х и 9-х классов.
— По условиям работы, – рассказывает Анна Николаевна, – Олена не знала, кому какой дневник принадлежит. А когда, после изучения предоставленных дневников, все предположения были сделаны, мы сопоставили их с тем, что знали о владельцах дневников их родители и учителя. Совпало столь многое, что даже педагогами труд Олены был признан полезным.
Так о чем может рассказать школьный дневник? Например, о том, каков характер у его владельца. Подросток, который своим поведением бросает вызов обществу, и обложку дневника выберет соответствующую: с изображением рокеров, разного «железа», колючей проволоки…
Интересно, что если все девочки в 6-х классах выбирают обложки с изображением принцесс, то к 9-му классу среди них происходит очевидное расслоение. Половина барышень продолжает пребывать в романтическом настроении, а вторая половина предпочитает картинки, на которых красуются полуобнаженные поп-идолы.
А ученик, увлекающийся, например, биологией, выбирает обложку с изображением животных, вне зависимости от пола.
О многом может поведать и почерк. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Если в графе для расписания уроков название предмета ребенок начинает писать аккуратно, а заканчивает какой-то «закорюкой», то это свидетельствует о неусидчивости и о частых сменах настроения. Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как.
— Помню, – говорит Анна Николаевна, – нам попался дневник, по всем признакам принад­­лежащий мальчику, но почерк, которым он был заполнен, казался явно девичьим. В чем же дело? Олена предположила, что 9-классник просто ленится сам заполнять дневник, и за него это делают юные поклонницы. Оказалось – так и есть: дневник принадлежал местному сердцееду. А одному 6-класснику, как выяснилось, странички дневника заполняла любящая мама.
А объединяет все дневники то, что в начале учебного года дети стараются заполнять их поаккуратнее, а ближе к концу они все выглядят очень неопрятно.

Для чего еще он пригодится?

В семье Ключниковых в конце каждого учебного года дневник младшего сына Дениса летел в мусорное ведро – это был жест, символизирующий освобождение от школы на 3 месяца. Но
с прошлого года Денискина мама эту традицию волевым решением отменила.
Она придумала новый воспитательный ход: сообщила сыну, что планирует демонстрировать его успехи и упущения в учебе будущим внукам.
— Удивительно, но это дейст­­вует! – сообщила она по секрету нашему корреспонденту. – Сын стал серьезнее относиться к тому, какие оценки и замечания появляются в его дневнике.
В городе Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) взрослые с помощью школьного дневника расширяют кругозор подрастающего поколения. На его страницах – история города. Кроме того, дневник на 2007–2008 учебный год посвящен вопросам безопасности: из него школьники узнают, как правильно вести себя в экстремальных ситуациях.
А вот ученики екатеринбургской гимназии № 2 для того, чтобы войти в здание, должны предъявить на входе свой дневник, в который вклеена фотография владельца, а также указаны домашний адрес и телефон. То есть здесь школьный дневник служит еще и пропуском. Впрочем, по словам директора гимназии Татьяны Бетчер, всех своих учеников школьная администрация и без того отлично знает в лицо.
— А вот когда ребенок где-нибудь забудет портфель или сам потеряется (с первоклассниками это случается), подобная информация оказывается очень кстати! – говорит Татьяна Ильи­­нична.

Чудеса XXI века

До 2010 года в Москве планируется ввести электронный школьный дневник.
Посещаемость, текущие оценки, результаты контрольных и лабораторных работ – все это ученики и их родители смогут увидеть на специальном сайте в Интернете. Там же будет размещаться информация о ежедневном домашнем задании.
— У каждого преподавателя, а также у родителей и учеников будет свой личный пароль для входа в систему, – поясняет заместитель директора Информационно-аналитического центра Департамента образования Мо­­сквы Александр Яшуков. – Причем родителям будут доступны сведения только об их ребенке. Что делать тем, у кого нет доступа в Интернет? При желании всю эту информацию родители смогут получать в виде sms на свои мобильные телефоны. Таким образом их и на родительские со­­брания будут созывать. Дополнительная услуга – sms-сообщение
о том, что ребенок пришел в школу или вышел из нее.
Вопрос о стоимости подобных sms пока прорабатывается: возможно, часть из них будет вообще бесплатна.
Пока электронные школьные дневники планируется ввести только в столице. Причем уже сегодня 10 московских школ работают по этой системе, и их учителя с удовольствием кон­­статируют: успеваемость заметно выросла! Дело в том, что наряду с индивидуальными успехами учеников система позволяет определять среднюю оценку успеваемости каждого класса и школы в целом. И детьми овладел дух состязания.
…Но если традиционный школьный дневник в итоге станет лишь музейным экспонатом, где же учителя смогут записывать свои замечания?

Бумага все стерпит (из записей в школьных дневниках)

«Двусмысленно смотрит на доску».
«Списывал у двоечника».
«Андрей категорически не посещает уроки французского языка, заявляя мне, что не собирается ехать
в Париж по причине скудности семейного бюджета».
«Высморкался в рисунок товарища».
«Как классному руководителю Сергея, мне необходимо встретиться с вами в любое удобное для вас время, а конкретно 6 декабря в 16:30».
«Написал на парте нецензурное слово в честь одноклассницы».
«Свистнул в пpисутствии комиссии гоpоно».
«Hе хочет любить Пушкина!»
«В столовой стучал зубами».
«На уроке ботаники съел наглядное пособие. Тов. родители, давайте ребенку деньги на завтрак!»