Дар речи

Кто не сталкивался хотя бы раз в жизни с тем, что надо выступать, проводить планёрку на работе, отчитываться директору, а ноги не идут, руки дрожат и голос куда-то пропал? Если этого в вашей жизни не было – вам повезло и, значит, навык вынесения своих мыслей, суждений, предъявления себя во внешний мир был когда-то успешно и незаметно вами получен. Ведь публичный (в переводе с латинского publius) – это общественный. А это значит: то, что я говорю и делаю, я показываю обществу, зрителю, который может быть весьма критичен. И часто мы очень боимся этой критики, а иногда эта внешняя критика становится частью нас самих, и тогда вместо поддержки в тревожный момент выступления мы слышим внутри себя обвиняющий голос: «Ну вот, опять мямлишь что-то невнятное…»

Выход на подмостки: страшно, аж жуть!

Итак, детский сад с утренниками для родителей хоть и подготавливал детей не бояться зрителя, показывать свои достижения, но это было играючи и не очень серьёзно. На ребёнка не возлагали сверхожиданий, а если кто и ждал его выступления, то только семья. А семья – это для малыша защита и поддержка. Поступление ребёнка в школу – это кризисный этап в жизни семьи, своего рода экзамен, насколько хорошо семья подготовила своё чадо к выходу в свет: его успешность, социальная одобряемость, лидерство. Невольно родные сами тревожатся, как пройдёт этот этап, и …поднимают планку для своего ребёнка достаточно высоко. А ещё начинают усиленно его контролировать, то есть роль семьи как защиты слабеет. И в это время ребёнку, который осваивает новую для себя деятельность (а для этого организм активизирует все свои ресурсы на адаптацию), постоянно приходится быть на виду, перед публикой. Не забывайте, что каждый ответ у доски – это тоже публичное выступление. А дома ждут родители с расспросами. В общем, напряжения чересчур много на одну детскую душу.

К тому же незнакомая обстановка вызывает ориентировочный рефлекс «Что это?», мобилизующий силы организма для прояснения ситуации, и тут уж не до красиво построенного публичного выступления. И пока обстановка не станет более безопасной, не тревожной для ребёнка, вы будете слышать: «Я волнуюсь», «Я не хочу читать стихотворение перед всей школой», «Я не хочу делать эту презентацию». Часто за «не хочу» стоит «не могу» (реальное «не могу», но в этом невозможно признаться, это означало бы уронить ту самую планку). Что делать, если много тревоги? Пить воду – она позволяет не обесточивать организм. Ведь вода – проводник электрохимических процессов в нашем организме и мозге (вспомните, что волнующемуся человеку всегда предлагают стакан воды). Кроме того, глоток воды позволяет сделать паузу, а это важный момент в снятии активации «Бежать и не делать», которая возникает при тревоге. Делать упражнения гимнастики мозга «Крюки Деннисона», «Позитивные точки». Дома репетировать ответ у доски или доклад, удерживая позитивные точки, т. е. помогать на телесном уровне распределять прохождение нервного импульса от зон мозга, сигналящих «Cтрашно – убегу от этого» к лобным долям мозга – «понимаю, как делать, и на это хватает энергии».

В Цицероны из Демосфенов

Также вспомните про генетический профиль ребёнка: какое полушарие мозга, рука, нога, глаз и ухо у него ведущие. Человек с доминирующим левым полушарием при выступлении может утопать в деталях, за которыми теряется общий смысл. Само выступление зрителями будет восприниматься занудным – о чем они сразу же сообщат оратору. А он, раздосадованный критикой и непониманием, в следующий раз наотрез откажется выступать…

Правополушарный тип будет эмоционально окрашивать свое выступление, говорить экспрессивно, использовать метафоры и ассоциации, сопровождать речь жестикуляцией. А публика, хоть и заинтригована таким ярким выступлением, но не всегда может понять суть и, испытывая некоторое раздражение, выскажет это юному дарованию. Поэтому при подготовке к выступлению правополушарному ребёнку помогите структурировать материал, а левополушарному – добавить яркости. И, если мы заговорили о совместной работе двух полушарий, то тут как нельзя лучше подходят перекрёстные упражнения, а именно «Двойные рисунки». Это упражнение не только интегрирует работу обоих полушарий, но даёт ощущение устойчивости, включает глаза и руки: вижу зал и вижу, метафорически, что выходит из-под моих рук. Не зря это упражнение напоминает работу дирижёра, управляющего слаженным оркестром!

Кстати, о руках: если Вы знаете, что у ребёнка в стрессовой ситуации остается ведущей только рука (рубрика «Движущая сила»), то во время выступления не давайте ему в руки текст с подсказками. Всё равно не воспользуется, а занятость рук не поможет ему, активизируя ведущий орган, в данном случае руку, собраться с мыслями, всё вспомнить и уверенно выступить.

На что ещё обращаем внимание?

Конечно, голос. Всем известно, что дыхание связано с голосом. Он звучит робко, зажато и неуверенно, если это не сопровождается нормальной регуляцией вдоха и выдоха. И в данном случае вспоминаем упражнение «Брюшное дыхание». Это упражнение также позволяет расслабиться, снять излишнюю тревожную ориентировку и звучать глубоко изнутри, от диафрагмы, что придаёт выступлению уверенность. Также для снятия лицевых зажимов (согласитесь, что произносить речь с маской мумии не очень здорово) и возможности звучать уверенно вам поможет «Энергетическая зевота». И, конечно, не забываем про замечательное упражнение «Сова», когда в едином движении мы расслабляем плечи (ага, вспомните, куда мы часто пытаемся спрятать голову при неуверенности), включаем глаза (чтобы видеть зал, а следовательно, публику, к которой обращаемся), снимаем зажимы с шеи и, главное, работаем с голосом и свободным дыханием.

И если мы заговорили про глаза, воспользуйтесь ещё одной практической мудростью. Помните, что артист со сцены обращается адресно, неважно в каком ряду вы сидите. Научите ребёнка находить неравнодушные глаза (помним про упражнение «Сова», позволяющее расширить угол зрения) и устанавливать контакт с ними – тогда ему будет намного проще переходить рубеж: «Это никому не надо, быстрее бы отделаться».

И ещё: учите юного оратора удобно располагаться в том физическом пространстве, которое отведено ему для выступления, будь это место у доски или сцена. Ведь если нам удобно стоять или сидеть, если наши движения не стеснены – мы чувствуем себя комфортнее, нам легче дышится, мы увереннее предъявляем себя внешнему миру.