Даниил Харитонов: «Рояль я выбрал сам»

№ 9, 2014
Рубрика: Звездный старт
Автор статьи: Анна САЗОНОВА
Даниил Харитонов: «Рояль я выбрал сам»

Совмещать учёбу с занятиями музыкой непросто. У нашего сегодняшнего собеседника – юного, но уже известного пианиста – это получается. Даниилу 15 лет, он учится в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории, выступает с Владимиром Спиваковым и Валерием Гергиевым, участвует – и побеждает – в конкурсах, а ещё находит время на чтение и футбол…

— Расскажи, с чего началось твоё увлечение классической музыкой? С того, что тебя, как и многих других детей, записали в музыкальную школу?

— Даже немножко раньше. Мама тогда жила в Новосибирске и незадолго до моего рождения поехала в Южно-Сахалинск – навестить своих родителей, моих бабушку и дедушку. Думала, что успеет вернуться, но возвращалась она уже со мной. В Новосибирске маме не с кем было меня оставлять и приходилось брать с собой на работу, а работала она в оркестре. То есть в год-два я сидел в колясочке и с удовольствием слушал музыку. А в пять лет сказал, что хочу учиться играть, причём на рояле, хотя мама – скрипачка. Свой выбор обосновал тогда тем, что рояль – это очень большой инструмент, на котором можно сыграть сразу много нот. Поступил в Среднюю специальную музыкальную школу, а через год мы с мамой приехали на прослушивание в ЦМШ, и меня приняли. Кстати, на Пасхальном фестивале Валерия Гергиева в Новосибирске на концерт пришла моя первая учительница, и мы были очень рады друг друга видеть.

— Сколько примерно концертов в год ты играешь?

— Сложно сказать, не считал… Наверное, около тридцати.

— При таком графике часто приходится пропускать школу. Хватает времени на общеобразовательные предметы? И есть ли среди них любимый?

— Пропускать действительно приходится много, поэтому и нагонять надо много, за короткий срок. Стараюсь позже всё успеть сдать. Спасибо учителям – они относятся с пониманием. А любимый предмет – пожалуй, история. Даже учебники, которые нам весной выдавали на следующий учебный год, я прочитывал сразу – интересно же! Особенно всё, что касается периода Второй мировой войны.

— У тебя есть любимые композиторы?

— Сергей Рахманинов. Я был знаком с его внуком, Александром Борисовичем. Сейчас его, к сожалению, уже нет в живых. Он подарил мне очень хороший инструмент: сочетание обычного рояля и цифрового. Клавиатура рояльная, только молоточки бьют не по струнам, а по датчикам. Большой плюс в том, что можно подключить наушники и, никому не мешая, заниматься сколько влезет.

— А «сколько влезет» – это сколько? Многие считают, что нужно круглые сутки сидеть за инструментом, чтобы так играть…

— Доля истины в этом есть. Нельзя просто взять и заиграть, какие бы ни были способности. Но по 25 часов в сутки я за роялем не провожу, конечно. Вообще очень по-разному получается: иногда есть время подольше позаниматься, а иногда приходится буквально кусочками набирать – например, когда в школе есть «окно» в расписании. А ещё ведь домашние задания… И в прошлом учебном году мы ГИА сдавали – тоже надо было готовиться. Кстати, с ГИА получилась интересная история. Я должен был играть концерт в Нижнем Новгороде с «Виртуозами Москвы», и сначала концерт назначили на 14-е июня, а потом перенесли на 19-е.

А у меня 19-го – ГИА по математике. Вот за русский язык я совсем не переживал, а с математикой пришлось понервничать – задания были сложные. Как если бы ребятам из математической школы на экзамене по музыке надо было исполнить концерты Рахманинова, Листа, Чайковского. Сдавать ГИА надо было в другой школе. Приезжаю туда 19-го утром, вижу – стоят растерянные наши. Оказывается, нам назвали не тот номер школы. Поехали в нужную. Впритык, но успели. Решать задания пришлось очень быстро, чтобы на самолёт не опоздать. Прилетели в Нижний Новгород в 17.30, а в 18.30 – уже концерт. Пока доехали из аэропорта до филармонии, до начала осталось 15 минут. А меня ещё и укачало в самолёте и потом в машине. Только и успел переодеться и к роялю подбежать, чтобы проверить, всё ли в порядке. Но сыграл, как ни странно, хорошо, несмотря на такой нервный день.

— Ты волнуешься перед концертами или конкурсами?

— Нет. То есть эмоции сильные испытываю, но это, скорее, нетерпение, подъём, а не волнение. А тем более когда играю с Владимиром Теодоровичем Спиваковым или с Валерием Абисаловичем Гергиевым – это всегда воодушевление. И на конкурсах сыграть перед компетентным жюри – тоже удовольствие. Но концерты мне всё равно нравятся больше: нет конкурсных ограничений. Всегда чувствуешь, как публика слушает, как воспринимает. Даже если на гастролях с оркестром приходится несколько дней подряд играть одно и то же, всё равно интересно. Например, Владимир Теодорович обожает каждый раз что-нибудь новенькое придумать в плане фразировки, нюансов – и концерт звучит совсем иначе, чем накануне.

— Есть ли у тебя какие-то талисманы или приметы?

— У многих музыкантов есть. Вот Владимир Крайнев не мог играть в новой одежде – хотел, чтобы всё было привычно, удобно… Но у меня пока никаких примет нет. Хотя когда я участвовал в конкурсе «Щелкунчик», получилось интересно: мне тогда было 11 лет, это был 11-й конкурс, и по жребию мне выпал 11-й номер. Конечно, это просто совпадение, но оно оказалось счастливым.

— Можно задать странный вопрос? Что делать, если играешь – и вдруг нос зачесался или чихнуть захотелось?

— Когда просто занимаешься – это не проблема. А на сцене со мной такого ни разу не случалось. Организм концентрируется, все мысли о другом… Правда, один раз пришлось выступать в простуженном состоянии, и тогда насморк мешал.

— На что тебе хватает времени, кроме музыки и уроков?

— На футбол! Смотрю все матчи, какие успеваю, и сам люблю поиграть с друзьями. Летом я ездил во Владикавказ, на фестиваль, который проводит сестра Валерия Гергиева, Лариса Абисаловна. Оказалось, она тоже болельщица! Как раз шёл чемпионат мира, и мы с ней обсуждали все игры. Лариса Абисаловна рассказала, что в детстве они с братом знали всех футболистов: кто в какой команде, у кого какой рост, какая причёска… А мне однажды очень повезло: на день рождения подарили билеты на матч клуба «Барселона». И – о чудо! – команда поселилась в том же отеле, что и мы, и я даже взял автограф у Неймара. Правда, немножко расстраивался, что Лео Месси травмирован и, скорее всего, не приехал. И вдруг за завтраком мама с кем-то здоровается: «Ola!» – и улыбается. А потом шепчет мне: «Смотри, там Лео». Я был в восторге! Нам удалось пообщаться, и Месси оказался очень классным – никакого высокомерия, никакой «звёздности»…

Кроме футбола, с самого детства люблю читать. Причём сначала книгу просто проглатываю, а через некоторое время возвращаюсь к ней, перечитываю, иногда и по несколько раз. Вот недавно «Доктора Живаго» перечитал – и ещё буду к этому произведению возвращаться, в нём очень много всего. Люблю классику, исторические произведения, поэзию… Правда, когда в школе задают учить стихи наизусть – это мне не нравится. Но просто для себя читаю с удовольствием.

— У тебя уже много поклонниц. А дама сердца среди них есть?

— Пока нет.

— Что ты можешь пожелать всем, кто учится музыке?

— Относиться к музыке как к любимому делу – тогда всё получится.

Из досье «ЗШ»

Даниил Харитонов родился в 1998 году в Южно-Сахалинске. Учится в Центральной музыкальной школе, его педагог – Валерий Пясецкий.

В 2006 году получил Гран-при Международного конкурса в Вене и почётное звание «Моцарт-вундеркинд». В 2010 году выиграл Международный телевизионный конкурс «Щелкунчик» и получил специальный приз телеканала «Культура».

В 11 лет исполнил в сопровождении оркестра «Новая Россия» 1-й фортепианный концерт Рахманинова и получил Премию оркестра.

Даниил – стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, он регулярно выступает с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», а также с Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Musica Viva, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, Национальным симфоническим оркестром Украины, Симфоническим оркестром Московской филармонии.

С успехом гастролировал в США, Германии, Испании, Франции, Словении, Литве, Эстонии, Латвии, Болгарии, Беларуси, Украине, Азербайджане, Молдавии, Турции, Бельгии, Швейцарии, Исландии.

В марте 2013 года выступил в знаменитом Карнеги-холле.

Участник многих международных фестивалей, в том числе «Владимир Спиваков приглашает…», «Лики современного пианизма», «Звёзды белых ночей», Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева.

Номинант премии «Национальная гордость России».