Уборочная кампания

№ 11, 2011
Рубрика: Дошколенок
Уборочная кампания
В последнее время родителям все чаще исподволь внушают, что детей к помощи по дому не просто не полезно, а прямо-таки вредно. Ребенку, мол, нужно развиваться и учиться, к школе-вузу готовиться, а не драить вместе с мамой и бабушкой полы и посуду.
Оставим, за неимением места, в стороне морально-нравственные последствия такого «развивающего» воспитания. Достаточно вспомнить, что не так давно учинили юные «принцы» и «принцессы» в благополучной Англии, где идеи о недопустимости домашней эксплуатации детей вошли в моду на пару десятилетий раньше.
Но ведь как-то мало кто задумывается, что как раз простые домашние дела прекрасно развивают все те навыки, которые понадобятся деточке для успешной учебы в первом классе. Причем многое из того, что дошколята не без труда осваивают за партами в прогимназии, они, занимаясь, казалось бы, никак не связанным с учебой делом, схватывают буквально на лету. И психологи считают такие навыки самыми прочными.
Между прочим, многие модные сегодня системы развивающего обучения, такие как вальдорфская педагогика или система Монтессори, обязательно включают в себя обучение навыкам, необходимым в повседневной жизни.

Уроки домоводства

Итак, чему же может научиться приготовишка на домашних «уроках домоводства»?

Произвольность

Умение заниматься тем или иным видом деятельности не по велению души, а по необходимости, даже если хочется в этом момент чего-то совсем другого. Это один из важнейших критериев готовности к школе. А маленькие домашние обязанности – отличный способ формирования этого навыка.

Организация деятельности

Нехитрые домашние дела требуют умения заранее спланировать свою работу, разделив ее на операции, уложиться в отведенное время, довести дело до конца и исправить ошибки, если они возникнут.

Мелкая моторика и координация «глаз –рука»

Подметать пол, протирать пыль, чистить морковку с картошкой, мыть вилки и сортировать мелкие детали мозаик и конструкторов не менее полезно для развития координации движений, слаженной работы руки и глаза, чем рисование палочек-кружочков в прописях.
Кстати, подметая и протирая пол, малыш, помимо всего прочего, укрепляет и мускулатуру спины, а это лучшая профилактика сколиоза.

Навыки классификации

Машинки складываем в зеленую коробку, а солдатиков – в синюю, кубики – в большую, а мозаику – в маленькую. Белье убираем в верхний ящик комода, а уличные джинсы – в нижний… Малыш не просто раскладывает по местам свои вещи, а учится классифицировать предметы по самым разным признакам: форме, размеру, цвету, функции…

Визуально-пространственное восприятие

Во время уборки постоянно приходится сталкиваться с необходимостью правильно располагать предметы в пространстве: кукол сажаем на полку справа от окна, а мягкие игрушки – слева, ящик с кукольной посудой ставим под нижнюю полку, а набор для игры в «доктора» кладем над кубиками…

Основы счета

Сколько нужно яиц, чтобы приготовить омлет для всех домочадцев? Насколько больше нужно для супа морковок, чем луковиц? Как разделить праздничный пирог на восемь одинаковых кусков? В пылу готовки такие задачки выглядят куда уместнее и актуальнее, чем за письменным столом. А научившись между делом решать их, ваш ребенок с легкостью справится и с программой первого класса по математике.

Навыки чтения

Если на ящиках с игрушками, одеждой, канцтоварами, банках с продуктами и кухонной утварью наклеить яркие ярлыки с крупными, четкими надписями, то в процессе уборки или готовки малыш будет исподволь осваивать и навыки чтения.

Без принуждения и с пользой

Все это, конечно, прекрасно. Но ведь чаще всего родители абсолютно не представляют себе, как заставить детку заниматься таким непопулярным делом, как уборка, а самое главное, довести его до логического завершения. Затея заканчивается криками, а то и шлепками, и в следующий раз мама благоразумно решает, что дешевле и быстрее навести порядок самой, не прибегая к услугам нерадивого отпрыска. Однако, проявив немного терпения и изобретательности, вы вполне можете сделать так, что малыш будет помогать вам по дому с удовольствием и без принуждения.

  1. Организуйте пространство детской таким образом, чтобы ребенку было легко и удобно делать уборку: заведите стеллажи и емкости для хранения всякой всячины. Чтобы не захламлять комнату, вовремя прячьте игрушки и книжки, к которым ребенок утратил интерес.
  2. Дайте малышу удобные и стильные аксессуары для уборки, которые будут ему по росту и по руке: симпатичный веник с совком, яркие тряпочки и губки, нарядный фартучек.
  3. Спланируйте домашние дела так, чтобы не торопить и не дергать малыша. Если спешите – лучше сразу все сделайте сами.
  4. Давайте четкие пошаговые инструкции. «Сними с подоконника всех кукол. Возьми желтую тряпочку, намочи ее и вытри пыль. Посади кукол назад». Следующее задание давайте не раньше, чем будет выполнено предыдущее
  5. Не оставляйте ребенка наедине с беспорядком. Убирайте вместе с ним, четко разделив обязанности: «Сложи все машинки в синий ящик, а я в это время уберу в комод твои трусики и носки».
  6. Адекватно оценивайте возможности ребенка. К примеру, если вы попросили его рассортировать ящик мозаики, бесполезно требовать, чтобы он сразу вслед за этим разобрал руины замка из «Лего».
  7. Не критикуйте ребенка, если он плохо справился с заданием. Спокойно предложите вместе найти исправить огрехи и недочеты.
  8. Не наказывайте ребенка домашними делами и не освобождайте от них в качестве бонуса.

Рисунки: Юлия ВАЛЕЕВА