Вне игры

Вне игры

Раньше, кажется, их было меньше – или просто мы ничего об этом не знали? Тихие, но упрямые, умные, но трудно обучаемые, безразличные, но ранимые… Они есть почти в любом классе, и там им неуютно, очень неуютно. Это дети с расстройствами аутистического спектра. Как им помочь?

Родители и учителя думают о таком ребёнке так:

Замкнутый, необщительный, медлительный, не всегда понимает, чего от него хотят, бывает трудно добиться от него ответа на поставленный вопрос. Иногда кажется, что он не слышит. Отказывается что-то выполнять, пуглив. Любое изменение привычного распорядка – замена или отмена урока, отсутствие учителя, замена кабинета, изменение маршрута прогулки – вызывает панику. Не всегда понимает подтекст высказывания, не понимает шуток, из-за чего порой возникают конфликты с одноклассниками. Может иметь необычные интересы или совершать стереотипные действия, пугающие окружающих (например, задавать всем один и тот же вопрос: «На каком этаже ты живёшь?», или ходит по классу и перечисляет вслух все станции метро по многу раз).
Работает медленнее других, не может уложиться в отведённое время.
Кажется со стороны странным, нелепым – из-за этого другие дети не принимают его, могут дразнить, издеваться.

Вот что думает он сам:

От меня очень много требуют, слишком много людей и слишком много правил, непонятно, что делать и как. Надо быстро, а я не успеваю. Хочу заниматься только тем, что нравится, меня раздражает, когда заставляют делать то, что я не умею, что мне неинтересно. Не люблю шума: когда дети бегают, я стараюсь уйти в сторону, спрятаться. Не люблю, когда ко мне прикасаются или резко и неожиданно появляются рядом со мной, могу испугаться, рассердиться, ударить. Вообще, убежать бы отсюда и кататься весь день на качелях… Не выношу, если нарушаются правила. Если я чем-то занят, не терплю, чтобы меня отвлекали, пока сам не закончу… Не люблю смотреть в глаза другим людям.

Что делать родителям?

  1. Уделять внимание потребности ребёнка к соблюдению чётких правил и режимных моментов, им освоенных: чёткое расписание дня, последовательность. Необходимо постоянное сопровождение такого ребёнка в учебном процессе (тьютор или мама).
  2. Работаем только на поддержке. Если что-то сделал не так, проговаривать (на его волне) все его эмоции: «Ты сердишься сейчас, у тебя не получается что-то, но мы сейчас вместе разберём, и всё получится»… Говорим с ним о его состоянии. Если его критиковать, то он срывается (очень чувствителен к замечаниям – даже к сердитому голосу, взгляду). Если ругать, может даже сам себя расцарапать или побить. Другой человек для него не авторитет, он сам себя оценивает. Их оскорбляет чужая оценка. Общение возможно только при условии, что ты его понимаешь и принимаешь. Аутист существует только «здесь и теперь» (поэтому, например, сравнивать с тем, каким он был вчера, бесполезно).
  3. Как организовать занятия. В начале обучения такой ребёнок нуждается в постоянном «проводнике» по организации его взаимодействия с ребятами и учителями): новая обстановка всегда вызывает панику и страх. Очень важна чёткая структурированность дня, строгое расписание занятий. Перемены – самое опасное время для таких детей (поэтому желательно не оставлять их одних). Разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной или устной), возможно, и на компьютере. Давать дополнительное время для написания контрольной работы, разрешать переписывать. Искусственно создавать ситуации успеха на тех предметах, которые являются сильной стороной этого ребёнка, чтобы дети иногда могли обращаться к нему за помощью.
Леонора ПЕЧНИКОВА, доцент кафедры нейро— и пато-психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, к.п.н.