Аутизм: Дети дождя

Аутизм: Дети дождя
Они цитируют стихи и сказки страницами наизусть, запоминают многозначные числа, без запинки повторяют сложные слова. Почему­­то избегают общения даже с родными. Их записывают в вундеркинды, и родители порой уверены, что всё нормально…Часто мама и папа убеждаются, что растят вундеркинда – замкнутого, странноватого, но безмерно одарённого. Великолепная механическая память действительно осваивает огромные объемы сложной информации. Возникает впечатление, что при должных усилиях такому ребёнку суждена блестящая карьера, но первое же столкновение с обществом заканчивается совсем не успехом.

Что должно насторожить?

Аутичный ребёнок не вступает в обычное для его возраста общение. Уже в младенческом возрасте при попытке взять его на руки он не радуется, а либо напряжён, либо безучастен. Такой малыш не смотрит в глаза. Он смотрит «сквозь людей», не задерживает внимания на человеке, не интересуется лицом, не отвечает на улыбку. Зрительный и слуховой контакты практически не устанавливаются, аутичные дети настолько похожи на слепых и глухих, что многие из них такими и считаются. Если контакты и возникают, то по преимуществу со взрослыми, например, с матерью, при полном отсутствии контактов со сверстниками.
Их игры носят монотонный, стереотипный характер. Играет
аутичный ребёнок зачастую предметами обихода, совсем для игры не предназначенными.
Очень важный признак аутизма – стремление к сохранению и поддержанию неизменности окружения: «феномен тождества». Аутичный ребёнок остро реагирует на любые изменения
в неодушевлённом мире, но не заметит исчезновения кого-то из близких (бабушка умерла, отец ушёл) и придёт в полное отчаяние, если в квартире произвели перестановку, заменили вышедший из строя предмет. Помните, в какое беспокойство, почти ярость пришёл герой фильма «Человек дождя», когда трусы ему купили не в том, где обычно, магазине, а башмаки на ночь поставили носом не к окну, а к двери.

Параллельный мир

Аутичный ребёнок отличается от здоровых детей мимикой и моторикой. «Лицо принца» – отрешённое, несколько высокомерное, черты будто прорисованы карандашом, взгляд мимо и поверх собеседника… Улыбка или печаль возникают на этом лице без связи с происходящим вокруг. Движения могут быть более или менее ловкими, но всегда стереотипные – хождение по кругу, одинаковые подпрыгивания, раскачивание, потряхивание и вращение кистями рук. И нельзя прервать это бессмысленное кружение: крик, слёзы, ещё более глубокий уход в себя…
Речь не служит общению, она нужна скорее для повторения или называния, перечисления предметов, при этом ребёнок знает много слов и чисто их произносит. Такая речь называется «эхолаличной». Аутичные дети могут неправильно использовать личные место-
имения, они называют себя во втором или в третьем лице.
Родители 3-летнего мальчика рассказывают: «Он давно говорит, чётко произносит все звуки, знает много слов, и лицо у него такое умное… Но вот просишь его: «Закрой, пожалуйста, дверь», – а он или будто не слышит, или повторяет как эхо: закрой дверь, дверь, дверь… И с места не двигается! Как будто в параллельном мире существует».

Большие надежды

Нередко аутисты производят впечатление опережающих сверстников в умственном развитии. Склонность к повторению позволяет пополнять лексикон самыми замысловатыми сочетаниями. Это создает иллюзию высокого интеллекта, из-за чего нередко родители переоценивают возможности ребёнка. Выбирают ему школу со сложной программой, гимназический класс, интеллектуальный спорт. Чаще всего тут-то и обнаруживается проблема. И мало кто знает, что таким детям многолюдный класс противопоказан – оптимально 7–8 человек.

Кто виноват?

Естественно, возникает вопрос, отчего «случается» аутизм? В своё время много сторонников имела теория особой семейной системы, порождающей его. Это, прежде всего, «неправильная» мать – высокообразованная рационалистка, ледяная интеллектуалка, авторитарная и жёсткая, подавляющая слабого, кроткого и без-
ынициативного отца ребёнка. Или лишённая эмоций, потому что страдает депрессией. Ребёнок, не получая от мамы тепла, не приобретает навыка и вкуса к общению… Эта теория долго владела умами, но сегодня победило понимание, что значение имеет сочетание повреждающих факторов. А особенно – сбой в тонкоорганизованной биохимической системе, обеспечивающей функционирование нервно-психической сферы.

Что делать?

Лечится ли аутизм? Как насморк или сломанная кость – нет. Но можно создать условия для реализации возможностей психики ребёнка-аутиста, её наиболее полного созревания и развития. Над этим трудятся профессионалы, разрабатываются специальные системы обучения, развивающие функцию общения программы, схемы медикаментозной коррекции и поддержки.
Но это профессионалы. А что делать родителям, близким? Найти способ дать особому ребёнку понять, что он не одинок, что он вам дорог и интересен. Делитесь с ним своими чувствами и переживаниями, дайте ему шанс убедиться в своей ценности, важности его роли в семье, в социуме…
Пусть принц дождя выглядит безучастным, нездешним, мы должны помнить: если человек не умеет, не может проявить эмоции, поделиться чувствами, это вовсе не значит, что их у него нет. Он любит вас, как умеет.