Зачем нужен аттестат

№ 6, 2010
Рубрика: Острый угол
Зачем нужен аттестат

«Мой сын учится в 10-м классе, а в будущем собирается поступать в технический вуз. Поэтому усиленно зубрит математику и физику, чтобы сдавать по ним ЕГЭ. А на другие предметы махнул рукой. Говорит, главное, на троечку их вытянуть, ведь оценки в аттестате больше никого не интересуют. Неужели это правда? По-моему, такой подход превращает выпускников в людей с узким кругозором».
Екатерина Дрожженова, г. Москва


Андрей Афиногенов, главный специалист Департамента образования Москвы:

— Аттестат – документ о среднем образовании, без которого абитуриент не сможет поступить в высшее учебное заведение. Выдается он только при условии положительной успеваемости по всем предметам учебного плана, так что школьникам придется учить и те предметы, которые потребуются им для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз, и те, которые им почему-то кажутся «ненужными». Плюс для получения аттестата нужно успешно сдать выпускные экзамены (ЕГЭ) по русскому языку и математике. При этом ни Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, ни Порядок приема в вузы не предусматривают сегодня того, что оценки в аттестате за 11-й класс могут как-то влиять на конкурентоспособность абитуриентов. Так решило Министерство образования и науки России, а оно – законодатель в области образования. Важно подчеркнуть, что все предметы, предусмотренные государственными стандартами образования, в школах преподаются бесплатно и в полном объеме. А уж то, насколько успешно дети усваивают школьную программу, зависит исключительно от их желания и усердия.

Юрий Замчалов, ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ им. Баумана:

— В советское время, помнится, существовала такая система: высчитывался средний балл школьного аттестата, и он приплюсовывался к оценкам, которые абитуриенты получали на вступительных экзаменах. Сегодня нет нужды заглядывать в аттестаты выпускников. Ведь есть олимпиады, есть результаты ЕГЭ – этого достаточно, чтобы оценить, подходит нам абитуриент или нет.

Наталья Комиссарова, директор московской гимназии № 1549:

— Беспокойство родителей понятно: школьное образование становится профильными, и детям очень сложно одинаково успешно учиться абсолютно по всем предметам. Поэтому происходит неизбежное: современные школьники не то чтобы узко образованны, скорее заметно профилированны. Нужно заметить, что мы, педагоги, все-таки не совсем согласны с тенденцией узкой профильности. Хотя бы потому, что правильно определить свои склонности ученику в раннем возрасте очень сложно, и в моей практике не раз бывало так, что ребенок несколько лет все силы отдавал, например, точным наукам, а к старшим классам вдруг ощущал себя гуманитарием. В общем, я как директор гимназии придерживаюсь такой позиции: школы не зря называются общеобразовательными, поэтому ученикам надо преподавать все предметы в полном объеме. В результате в нашем учебном заведении мы не пошли по пути ущемления «непрофильных» дисциплин в пользу «профильных». Кстати, справедливости ради нужно заметить: далеко не все выпускники манкируют «ненужными» предметами. Практика показывает, что те, кто привык хорошо учиться, и учатся хорошо. И вот вам последний тому пример: мы в конце года раздали ребятам листочки с предварительными итоговыми оценками, которые пойдут в аттестат, так знаете, как многие из них встрепенулись?! Кинулись срочно исправлять тройки.

Ольга Кузьменко, одиннадцатиклассница:

— Когда-то в детстве у меня была мечта – золотая медаль. И если сегодня ее отменили в качестве льготы для поступления, это не повод от нее отказываться. Потому что, во-первых, приятно получить медаль. А во-вторых, на журфаке, куда я собираюсь поступать, в прошлом году, говорят, она все-таки помогала. Если, скажем, два абитуриента набирали одинаковое количество баллов по ЕГЭ, приемная комиссия отдавала предпочтение медалисту. Наверное, и хороший аттестат может сыграть ту же роль.