Без завтрака и учеба не впрок

Без завтрака и учеба не впрок

Без завтрака и учеба не впрок Саша, 13 лет. Весь день проводит в школе. Посещает дополнительные занятия по алгебре, геометрии и русскому языку. Занимается в секции футбола, обожает волейбол и баскетбол.

7.00 Подъем

Саша просыпается без проблем. Настроение хорошее, а вот аппетита не наблюдается. Впрочем, это обычная картина. На завтрак только сладкий чай. С собой в школу Саша берет только шоколадку.

— Когда я учился в начальных классах, мама каждый день давала мне с собой бутерброды с колбасой, яблоки и маленькую упаковку сока, – говорит Саша и надевает рюкзак. Сегодня вместо «ссобойки» у мальчика в кармане 30 рублей. Этой суммы должно хватить на перекусы в течение дня. Завтрак школьника – очень важный прием пищи, и он не может состоять только из чашки чая или кофе.

Построить идеальный рацион и выдержать идеальный режим питания очень сложно, но свести отрицательные моменты к минимуму вполне реально и в наших силах, тем более, что речь идет о здоровье наших детей, – считает врач-диетолог Мария Павлючкова.

Комментарий: завтрак школьника – очень важный прием пищи, и он не может состоять только из чашки чая или кофе. завтрак предшествует учебе, которая требует от ребенка усиленного расхода энергии. И желательно, чтобы завтрак включал высококалорийное горячее блюдо, например, мясо или рыбу с овощным или крупяным гарниром, разнообразные каши, творожные или яичные блюда. Это я говорю как врач. А как мама двоих детей добавлю, что именно родители должны позаботиться о полноценном завтраке для ребенка. Если я не приготовлю детям с утра яичницу и не положу каждому ее в тарелку, то они уйдут голодные.

8.30 В школе

На первом уроке Саша еще не особенно активен. На втором просыпается и отвечает с удовольствием. После 3 урока – большая перемена, школьники идут подкрепиться: в столовую или буфет.

— До 5 класса кормили и первыми, и вторыми блюдами бесплатно, а теперь мы вроде как старшеклассники, и бесплатно нам дают только суп, – сетует Саша.

Сегодня на первое борщ – любимый суп Саши. В школьной столовой первые блюда каждый день разные, но, по мнению Саши, одинаково вкусные: щи, рассольник, гороховый суп.

— Второе я не беру. Во-первых, дорого (30–40 рублей), во-вторых, мне не очень нравится. Пюре бывает с комками, котлеты, как «бумажные», солянка кислая, а манная каша к тарелке прилипает.

Построить идеальный рацион и выдержать идеальный режим питания очень сложно, но свести отрицательные моменты к минимуму вполне реально и в наших силах, тем более, что речь идет о здоровье наших детей, – считает врач-диетолог Мария Павлючкова.

Комментарий: учитывая то, что Саша практически не завтракал, борщ оказался как нельзя кстати. Перекус после третьего урока должен быть обязательно. Хорошо было бы еще съесть кусочек мяса, ведь полноценный белок просто необходим в питании школьников. Кстати, вместо мяса в школе можно есть орехи – они тоже содержат белок и полезные жиры.

После столовой Саша забегает в буфет, покупает булочку и чай. И еще конфетку на десерт. Потратил всего 13 рублей.

Комментарий: булочки и пирожки, особенно если они с вкусной мясной или овощной начинкой, в какой-то мере могут заменить невкусное второе блюдо из школьной столовой. Исторически сложилось, что пироги – это национальное блюдо, поэтому вполне нам подходят. Немаловажно, что и по цене они доступны. Однако надо помнить, что выпечка несет в себе только «быструю» энергию за счет содержащихся в ней в большом количестве углеводов и жиров, и практически не дает никаких полезных веществ – белков, витаминов, пищевых волокон. Именно поэтому не стоит привыкать к булочкам, даже перекусывать нужно полноценным вторым блюдом – мясом или рыбой с гарниром.

15.30 После уроков

Уроки закончены, но у Саши еще дополнительные занятия по алгебре и русскому языку. Саша живет недалеко от школы, но сходить на обед все равно не успевает. Мы опять идем в буфет, и Саша покупает пирожок с картошкой за 10 рублей и чай за 3 рубля.

— Снова пирожок? – спрашиваю я. – Не много ли мучного для одного дня? Посмотрим, что скажет Мария Павлючкова. Между тем Саша расправляется с едой. Еще два урока и можно пойти погонять мяч.

Комментарий: В это время (15.30) ребенку необходимо полноценно пообедать. Желательно, чтобы обед состоял из салата, первого и второго блюда. Первое блюдо является стимулятором выделения желудочного сока и, следовательно, способствует перевариванию и усвоению пищи. Второе блюдо – мясо или рыба с гарниром.

Если ребенок может прийти на обед домой, хорошо. Если есть возможность пообедать в столовой – тоже неплохо. Нет такой возможности? Положите ребенку в портфель сухофрукты – они высококалорийны и в то же время очень полезны.

Что касается очередного пирожка, который съел Саша, то тесто в таком количестве не рекомендуется только худеющим, а растущему и энергичному ребенку это не так уж и вредно.

17.00 На досуге

Саша идет с ребятами играть в футбол, по дороге съедает шоколадку, принесенную из дома.

Комментарий: Саша поступил правильно, съев шоколад. Этот энергоемкий продукт, содержит много жира, углеводов, в том числе и клетчатки. Шоколад богат калием, фосфором и железом, витамином Е и витаминами В1 и В2. Шоколад способствует повышению работоспособности, активизирует умственную деятельность.

Необходимо помнить, что рацион детей, особенно в подростковом возрасте, когда идет интенсивный рост организма, должен включать продукты, богатые полноценными белками, кальцием и витаминами. Например, молочных продуктов школьники в течение дня должны употреблять не менее 500 мл. Это могут быть йогурты, творожки, молоко, кефир, сыр.

18.30 Дорога домой

— Мне повезло, я живу в 20 минутах ходьбы от школы, – радостно сообщает Саша. А вот многим ребятам после занятий далеко добираться домой, тем более, если кроме уроков есть еще занятия вне школы. По пути нам с Сашей попадаются ларьки с продуктами, но мальчик ничего не покупает. «Может, съел бы любимый батончик, но деньги на сегодня уже потратил, четыре рубля осталось », – бубнит под нос Саша.

Комментарий: Саше действительно повезло, что он живет близко от школы и этот прием пищи может безболезненно для здоровья вообще пропустить.

19.00 Дома

Пока мама готовит ужин, Саша разводит маленький пакетик супа в кружке. Потом отрезает кусок колбасы. Через 10 минут все съедено. Мальчик в предвкушении ужина – еще бы, с кухни доносится аромат плова, который Саша так любит.

Комментарий: мне кажется, что этот перекус вполне можно исключить, или, во всяком случае, заменить готовый суп из пакетика на что-нибудь более полезное, например, йогурт, творожок или фрукты. Кстати, дома я поступаю так – мою фрукты и кладу их прямо под нос детям – так они съедают их за милую душу, а ведь сами никогда бы не полезли в холодильник за яблоками!

20.00 Ужин

Большая тарелка плова съедается моментально. После напряженного дня аппетит у Саши хороший, поэтому от добавки школьник не отказывается.

— А вот салатов не люблю. Фрукты – это да, а салаты не ем, – говорит Саша, тщательно пережевывая плов.

Комментарий: плов – это очень хорошо, но жалко, что Саша не любит салаты. Наличие овощей обязательно в рационе ребенка, так как это источники многих незаменимых витаминов и минеральных веществ. Если ребенок не любит салаты, то предложите ему овощи просто в виде закуски к основному блюду. Старайтесь, по возможности, чтобы на гарнир была не только картошка с макаронами, но и тушеные или свежие овощи.

20.30 Делаем уроки

Два часа мальчик упорно сражался с запятыми и равнобедренными треугольниками, после чего рука снова потянулась к холодильнику. На ходу перекусывая бутербродом с колбасой и запивая его чаем, Саша готовится ко сну. Одновременно мальчик смотрит телевизор и просит маму сходить с ним в субботу в Макдональдс.

Комментарий: опять бутерброд, да еще перед самым сном! Это неправильно. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5–2 часа до сна, потому что еда перед сном нарушает ночной отдых. Если ребен-ку поздно вечером хочется перекусить, то предложите ему продукты, которые легко усваиваются организмом, например, фрукты.

22.30 Итоги дня

Конечно, рацион Саши нельзя назвать правильным, так как он несбалансирован по основным питательным веществам – белкам, жирам и углеводам. В этом возрасте рекомендуемая среднесуточная калорийность рациона 2700 ккал, а у Саши получается несколько меньше – 2300 ккал. Но это не страшно.

А вот на недостаточное количество белка в рационе (75 г) внимание надо обязательно обратить. Рекомендуемая физиологическая потребность в белке для детей подросткового возраста – не менее 90 г в сутки. Отмечается большее, чем необходимо, употребление жиров. Но это из-за того, что Саша любит колбасу и пирожки. Углеводов же школьнику явно недостаточно. При необходимом среднесуточном – 350 г, Сашин рацион включает только 270 г, и-то, в основном, за счет сладостей и хлебобулочных изделий, такие источники полезных углеводов, как овощи и фрукты, практически отсутствуют в питании нашего семиклассника.

Чтобы дети росли здоровыми, они должны правильно питаться. Особенно это касается подростков, но именно они зачастую едят, как попало. Выделяют целый комплекс особенностей пищевого поведения подростков:

1. Пропуск полноценных приемов пищи, отказ от завтрака при спешном уходе в школу.

2. Замена полноценных приемов пищи перекусами всухомятку: кондитерскими изделиями, бутербродами, хот-догами, конфетами.

3. Для подросткового возраста существует риск недостаточного потребления кальция, железа, витамина С, цинка, витаминов группы В.

4. Соблюдение подростками различного рода диет основано на желании быть похожими на своих кумиров из мира музыки и спорта, что порождает нарушения нормального питания. Особенно неблагоприятно резкое ограничение в питании может сказаться на здоровье девушек.

Рацион питания должен быть разнообразным и включать все пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и т. д.) в определенном сбалансированном соотношении соответственно физиологическим потребностям ребенка. Два обязательных полноценных приема пищи родители могут организовать дома – это горячий завтрак и горячий ужин. На столе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, творог, яйца. Постарайтесь выяснить ассортимент блюд школьной столовой и порекомендовать ребенку, что именно ему лучше есть. Некоторые продукты можно взять с собой из дома – это могут быть фрукты, сухофрукты или шоколад.