Усатый нянь – это я!

№ 10, 2018
Рубрика: Гость номера
Усатый нянь – это я!

День воспитателя и всех дошкольных работников-профессиональный праздник, который отмечается в нашей стране ежегодно 27 сентября. Именно в этот день в1863 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России детский сад. А в 1977 году режиссер постановщик Владимир Грамматиков познакомил всю страну с полюбившимся миллионам зрителей воспитателем детского сада Иннокентием Петровичем в фильме Усатый нянь. Мы побеседовали с современным воспитателем дошкольной группы московской школы № 444 Валерием Булычевым.

— Как Вы пришли в профессию, почему выбрали столь нетипичную для мужчины стезю?

— Знаете, отчасти на меня повлиял старый советский фильм Усатый нянь. Отлично знаю этот фильм и даже историю его создания. И даже немного ассоциирую себя с его главным героем. Я получил образование для работы с дошкольниками в Институте среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского (учебный корпус Колледж Измайлово). Когда я поступал учиться, не очень отчетливо представлял свою будущую профессию, только знал, что образование на этом направлении дают очень хорошее, со студентами работают высококвалифицированные педагоги. На выбор профессии повлияло и общение с моей нынешней коллегой, Масляковой Ольгой Павловной, которая мне много рассказывала о труде воспитателя. И еще я уже тогда понимал, что все самое основное и ценное закладывается в человеке в раннем возрасте, ребенок как губка впитывает все, что его окружает. Мне хотелось быть похожим на героя Сергея Проханова. Иннокентий Петрович в фильме и дружит с детьми, и учит их многому, но и дети учат его. И я сделал шаг в профессию. С тех пор ни разу не пожалел о своем выборе! А сейчас я работаю с подготовительной группой, это дети от 5 до 7 лет. Мы готовим детей к школе.

— Насколько мужчина-воспитатель необходим дошколятам?

— Мужское воспитание необходимо наравне с женским. У ребенка должны быть достойные примеры для подражания. Для мальчиков особенно важно иметь перед глазами пример мужского поведения. Часто малыши воспринимают воспитателя-женщину как маму. А если есть мама, то очень хорошо, когда есть папа.

— Что самое ценное в Вашей работе?

— Одно из самых ценных это когда утром приходишь, дети с радостью тебя встречают, бегут к тебе. Тогда понимаешь, что не зря для них стараешься, и они тебя любят. И соответственно, без любви к детям в эту профессию приходить не стоит.

— Как Вы находите общий язык с малышами, какие особые приемы, ключики находите?

— Дети все разные, ключи надо подыскивать индивидуально. Но мы работаем с группами, поэтому приходится находить и индивидуальный, и групповой подходы. И кроме того, мы учимся с ребятами друг у друга — слышать и слушать. С детьми нужно договариваться. И важно помнить, должно быть равное отношение ко всем, любимчиков не должно быть. В основном я строю с ребятами дружеские отношения, а не по принципу взрослый — начальник и ребенок — подчиненный. Но элементы дисциплины нужны, нужно ребят учить уважать взрослых. Например, я настаиваю на том, чтобы они взрослых называли на вы, по имени и отчеству.

— Есть ли какой-то особо запомнившийся эпизод в Вашей работе?

— Вспоминаются мне шахматные партии прошлого учебного года с моими воспитанниками. С предыдущей группой, которая в этом году пошла в 1 класс, мне очень понравилось играть в шахматы. Кого-то я сам научил, кто-то уже умел, были даже ребята, которые имели шахматные разряды. У меня разряда нет, поэтому я играл с ними почти на равных. Они выигрывали иногда у меня!

— Как родители восприняли приход необычного воспитателя в группу к ребятам?

— В начале моего трудового пути было интересно смотреть на родителей. Потому что для детей воспитатель-мужчина это новинка, которая быстро понравилась, а вот родители некоторое время смотрели удивленными глазами, потому что у них не укладывалось в привычную картину мира, что есть мужчина-воспитатель в детском саду. Этот период прошел. Думаю, сыграло роль то, что родители видели, насколько детям в группе комфортно, а возможно и дети рассказывали что-то хорошее о проведенном с воспитателем времени.

— Что для Вас является главной оценкой работы?

— Я вспоминаю героя Сергея Проханова в фильме Усатый нянь. Вдалеке от дома вчерашнему воспитателю Иннокентию Петровичу, а теперь солдату срочной службы, в армии помогают письма детей из группы, которые его не забывают и делятся с ним своими мыслями. Одним из самых запоминающихся моментов для меня было то, что когда дети выпускались из дошкольных групп, они делали альбомы для воспитателей. В этом альбоме помимо пожеланий и благодарственных слов один из моих воспитанников написал: Я теперь тоже хочу стать воспитателем, как Валерий Валерьевич. Для меня это была лучшая помощь и поддержка в моем каждодневном труде, высшая оценка моей работы.

— Что означает для Вас я работаю в московской школе?

— Ответственность. И хочу отметить, что наша школа участвует в различных городских проектах, это добавляет многоплановости в ежедневные профессиональные задачи, ну и становится еще более интересно работать. Что касается коллектива, мне комфортно, коллектив подобран замечательный.