Взгляд в будущее

Взгляд в будущее

Взгляд в будущее

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Наверное, ничто в нашей сегодняшней жизни не меняется так быстро и существенно, как… школа. Да, школа, которая всегда олицетворяла стабильность, даже консерватизм, и это успокаивало одних и вызывало лёгкое раздражение у других. Настала пора перемен: в стране идёт работа над стратегией развития образования до 2025 года и далее… Каким будет столичное образование, рассказал на встрече со СМИ руководитель московского Департамента образования Исаак Калина.

Выпускник новой школы – каким он будет?

— Мне кажется, пустое дело – формулировать список знаний и умений… Когда заканчивал школу я, а это было около 50 лет назад, было 3 базовых умения, без которых учёба на любом уровне была невозможна: читать, писать и считать. Прошло полвека. Что ещё появилось столь же всеобщего, без чего не обойдёшься? Пользоваться компьютером? Это умение обязательное и всеобщее? Быстро набирать текст на клавиатуре? Лет через 10, может, быть, достаточно будет его диктовать… Впрочем, соглашусь, что работать с гаджетами, с самыми разными носителями информации нужно уметь обязательно.
Что ещё?

Главное изменение, которое произошло с миром за эти десятилетия, – то, что он стал более многомерным, непредсказуемым, и это возвращает нас к умению выбирать. Раньше жизнь была равномерной и прямолинейной. Мне, например, делать выбор, повернувший мою жизнь, пришлось, наверное, 4 раза за всё время. Теперь этим не обойтись. А что такое умение выбирать? Это смелость, это огромная ответственность, это умение интегрировать в голове знания из самых разных областей – какой-то одной области для правильного выбора не хватит.

Так что, пожалуй, вывод такой: нужно уметь читать, писать, считать, пользоваться информационными технологиями, выбирать с опорой на разные знания. Тогда человек сумеет жить, учиться и работать адекватно современному миру. Вряд ли кто-то может с точностью прогнозировать будущее, но этим и будет, наверное, отличаться массовый выпускник 2035 года от, например, выпускника 1968 года. Поработит ли человека цифровой мир, умные машины? Нет, я так не думаю. Человек всегда останется хозяином всего, что создаёт. Кто подчинится созданному другими – тот сильно рискует. Поэтому так важен характер, способность отходить от алгоритмов, выбирать не всегда то, что логически правильно.

У нынешних выпускников знаний не меньше, чем было у нас. Они знают больше – пусть поверхностно, но более широко. Важно ли, что нет прежней глубины? Кто знает… Когда-то, например, все люди умели лазать по деревьям – это было важно для выживания. А теперь умеют не все, и это умение не делает человека лучше. Когда-то образованный человек хранил в памяти множество цифр – даты, номера телефонов, – а теперь эта необходимость отпала, потому что есть гаджеты, которые эту информацию выдадут по первому требованию. Может, без гаджета современный молодой человек и слабее меня, но с гаджетом – точно сильнее.

Что нового появится в школе к 2035 году?

— Дети. Мы никогда не знаем, в какой момент прервётся та или иная связь, которую мы тянем из прошлого через настоящее – в будущее, и начнётся нечто совсем новое. Когда мы прогнозируем будущее, то неизбежно тянем в него из прошлого то, что может бесследно исчезнуть. Помните, у Стругацких в книге «Стажёры» командир корабля в космосе сидит и читает бумажную газету? Тогда не приходило в голову, что информация будет распространяться не на бумажных носителях.

50 лет назад учёные кричали: нельзя пользоваться шариковой ручкой, это вредно и опасно! Где те учёные? Так и с компьютером. Хотим мы или нет, но этот помощник – компьютер – уже есть, и он меняет привычную систему классов и уроков. Уже скоро школьный класс будет нужен не чтобы послушать учителя, а чтобы поговорить с ним. И учитель, в первую очередь, будет нужен, чтобы говорить с учениками, организовать их разговор между собой, помогать им в разговоре.

Также я убеждён, что отпадёт необходимость в разовом экзамене: вся информация об ученике и его успехах будет и так оставаться в доступе. И это будущее, которое уже наступило. Помните, лет 20 назад шло по ТВ такое шоу – «За стеклом»? У вас нет ощущения, что мы все теперь живём за стеклом? И все эти разовые замеры, чего человек стоит, скоро будут не нужны. Будет электронная биография, которая пишется каждый день, и этот массив данных поможет и ученику, и вузу понять, нужны ли они друг другу. Многое выйдет из употребления, а разговор, общение останутся.

Текст: Алла Виноградова