МЭШ школа 627, г. Москва

№ 5, 2018
Рубрика: Первая помощь
Автор статьи: Анна Сазонова
МЭШ школа 627, г. Москва

С техникой на «ты»

Для современных школьников многое, что их родителям всё ещё кажется маловероятным, – обычная реальность. И в этой реальности они прекрасно ориентируются. Например, собирают роботов или создают прототипы сложнейших деталей…

Недавно в Москве прошёл демонстрационный экзамен по направлениям «Мобильная робототехника» и «Прототипирование», которые столичные школьники изучают в рамках дополнительного образования. Желающих проверить свои знания и навыки оказалось больше 700 человек, поэтому экзамен пришлось проводить в несколько этапов на разных площадках. Среди них – ГПБОУ «Воробьёвы горы», Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», Политехнический колледж № 8 им. И. Ф. Павлова, МАИ, РГГУ, Московский Политехнический университет. Мы вместе с коллегами из других СМИ пришли увидеть будущее своими глазами в 1-й Московский образовательный комплекс

Не техникой единой…

Экзамен по мобильной робототехнике проходил в колледже, в корпусе факультета рекламы и мультимедийных технологий. Для студентов нашествие гостей оказалось практикой – и будущие рекламщики справились с организационными моментами отлично.

Знакомство с колледжем началось с «Литературной гостиной». Это открытое образовательное пространство, сейчас их организуют во многих учебных заведениях. Здесь очень уютно: на стенах – силуэты дам и кавалеров XIX века, в центре в круг составлены удобные кресла и диванчики, при необходимости их можно сдвинуть к стенам и разместить в зале стулья для зрителей, пришедших посмотреть спектакль театральной студии, есть небольшая эстрада с концертным роялем. В общем, отличное место и для отдыха, и для уроков, и для занятий по интересам.

Собери сам

Идём смотреть, как собирают роботов. В просторном зале за столами сидят школьники – в основном старшеклассники, хотя есть и несколько ребят помладше.

— Наиболее высокие баллы получают те, кому 14 лет и старше, – комментирует Мария Алексеевна Салмина, руководитель Центра технического образования ГПБОУ «Воробьёвы горы». – Те, кто младше, могут испытать себя, понять, что требуется, какие знания необходимы.

Слова Марии Алексеевны подтверждают Ильдар Нуриманов и Коля Липатов. Ребятам по 13 лет, они работают в паре.

— Мы решили проверить себя, – говорит Коля. – Конечно, задания сложные, все мы не сделаем, но даже просто поучаствовать – уже интересно.

Ильдар согласно кивает, и мальчики возвращаются к работе. Как проходит экзамен? Все участники получают большие пластиковые коробки, в которых лежат папка с заданиями и много всяких деталей и проводов. Из всего этого надо, во-первых, по схеме собрать робота, напоминающего машинку на радиоуправлении. Во-вторых, провода нужно подключить так, чтобы робот поехал. Испытания проходят на полигонах, которых в зале три. В-третьих, нужно рассчитать, какая мощность понадобится роботу, чтобы подняться по наклонной плоскости. В-четвёртых… В общем, всего участникам нужно выполнить 15 разных заданий. За каждое из них начисляются баллы: чем больше сделал – тем выше итоговая оценка.

Тимофей Александрович Асмолов, ответственный за площадку, на которой проходит экзамен по робототехнике, рассказывает:

— Сейчас в школах мобильная робототехника изучается на разных уровнях – и модульная, в формате LEGO, и на открытых платформах. Последнее намного сложнее и с точки зрения программирования, и с точки зрения конструирования. На экзамене участникам предстоит соединить знания, полученные на уроках физики, математики, информатики и на занятиях по направлениям дополнительного образования. Не обойтись и без пространственного воображения, без умения самостоятельно оценивать сложность заданий, работать в режиме ограниченного времени.

С прицелом на профессию

За участниками экзамена внимательно наблюдают эксперты. В комиссии – представители ведущих технических вузов, среди которых МГТУ «СТАНКИН», МФТИ, НИУ «МАИ», МИФИ, Московский политех. Также к школьникам присматриваются и компании-работодатели: АО «НПО Лавочкина», компания «Сухой», АО РКЦ «Прогресс». Со всеми экспертами можно пообщаться, задать вопросы. Старшеклассникам это поможет выбрать, где учиться дальше, а колледжи и вузы, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы к ним пришли талантливые абитуриенты.

Кроме экспертов, на площадках, где проходит экзамен, находятся наблюдатели из Московского центра качества образования, а на сайте Московского образовательного телеканала ведётся онлайн-трансляция.

От компьютера до станка

Переходим в соседний корпус – в школу № 1380, где идёт экзамен по прототипированию. Ответственный за площадку проведения экзамена Егор Александрович Подлесный объясняет журналистам, что это такое:

— Если упростить, прототипирование – это создание прототипа, то есть изготовление опытного образца детали или устройства. Такие образцы делаются на любом предприятии.

Заглядываем в кабинет. Здесь все сидят за компьютерами. На мониторах – какие-то детали.

— Нужно смоделировать переднюю стойку шасси, – рассказывает Егор Александрович. – Затем детали изготавливаются на 3D-принтере, обрабатываются и собираются. Условно говоря, ребятам предстоит, работая в разных программах, создать конструкцию на компьютере, а затем перевести всё это с языка 3D-модели на язык станка. Участники показывают и знание программирования, основ механики и сопротивления материалов, и умение работать на оборудовании.

Среди мальчишек – две девочки. Знакомимся с младшей:

— Меня зовут Оксана Фабричнова, учусь в школе № 1273. Сначала мне папа посоветовал заняться моделированием. Мне понравилось.

Интересуемся, сложно ли сдавать экзамен.

— Ну, тут 5 деталей, – рассказывает Оксана, нетерпеливо поглядывая на компьютер. – На первую у меня ушло 40 минут, на вторую – час.

Намёк понимаем и больше не отвлекаем. Подходим к одному из мальчиков, который уже отправил одну из деталей на 3D-принтер.

— Я учусь в 7-м классе, – охотно отвечает Вася Андронов на наши вопросы. – Экзамен сложный, есть над чем подумать. Но я люблю математику, люблю делать расчёты, поэтому мне нравится.

Печать на 3D-принтере для участников экзамена – самое обычное дело, они на таких принтерах чего только не распечатывали. А нам, журналистам, интересно. Больше всего это напоминает одновременно микроволновую печь и гончарный круг, где из пластика постепенно лепится деталь.

3D-печать используется в кружках, работающих по техническим направлениям. Всего в 1-м Московском образовательном комплексе в этих кружках занимается больше 1000 человек, половина из них – ученики МОК, остальные – из других школ.

— С 5-го класса можно записаться на черчение, 2D и 3D-моделирование, – рассказывает Егор Александрович. – На остальные технические кружки (всего их у нас 11) – с 7-го класса, поскольку там занятия связаны с работой на различных станках. Кстати, около 30 % занимающихся – девочки, так что говорить о том, что технические специальности интересны только мальчикам, точно не приходится.

.Счастье – это…

Именно в этом здании в 1967 году снимали один из лучших фильмов о школе – «Доживём до понедельника». Пока ребята продолжают корпеть над разработками деталей, идём в музей. Собственно, это не совсем музей, а такое же открытое образовательное пространство, как «Литературная гостиная» в колледже: здесь есть экран и проектор, можно поставить стулья, чтобы вместе посмотреть и обсудить кино, можно проводить уроки литературы и внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми. Например, к ученикам школы приходили шахматист Анатолий Карпов и космонавт Александр Лазуткин.

На стенах – кадры из фильма. Знакомые персонажи – учитель истории Илья Семёнович Мельников и «англичанка» Наташа Горелова, самоуверенный Костя Батищев, красавица Рита Черкасова и, конечно, Генка Шестопал со своим знаменитым сочинением, состоящим из одной-единственной фразы: «Счастье – это когда тебя понимают». А рядом – щит с листочками, на которых нынешние школьники пишут о том, что же такое счастье. Читаем слова третьеклас-сника: «Счастье – это когда в день рождения задуваешь свечи на торте и становишься немного старше». Грустно улыбаемся: нам-то совсем не хочется становиться старше. Но дети всегда торопятся повзрослеть – и заняться настоящими серьёзными делами. Впрочем, у тех школьников, которые сейчас моделируют роботов или создают прототипы деталей самолёта, это уже получилось.

Текст: Анна Сазонова, фото: Светлана Колесникова