Интегрированный подход в коррекции дислексии.ГБУ ГППЦ ДОгМ

В настоящее время среди детей младшего школьного возраста встречается большое количество школьников, имеющих трудности в овладении чтением. Одной из важнейших задач начальной школы является формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

В современной школе с первого класса начинают готовить детей к ЕГЭ, а это требует сформированности определённых навыков работы с текстом. Для того, чтобы решить задачу, ребёнку необходимо прочитать её условие. При выполнении домашней работы по русскому языку детям тоже нужно прочитать задание. Для изучения других предметов школьникам необходимы сформированные навыки как технической (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением), так и смысловой стороны чтения, которая является основной целью процесса чтения. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1) Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2) Слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3) Слияние нескольких слогов в слово;

4) Интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.

Нарушение правильности чтения проявляется в большом количестве различных ошибок:

1) Ошибки угадывающего чтения;

2) Ошибки в чтении окончаний;

3) Смешение букв, обозначающих звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

4) Перестановка букв и слогов;

5) Пропуски и добавление букв;

6) Неправильная постановка ударения;

7) Аграмматизмы;

8) Смешение оптически сходных букв;

9) Повторы букв, слогов, слов.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

1) Нарушением пространственных представлений, пространственной ориентировки;

2) Нарушением зрительно-моторной координации;

3) Нарушением моторики, графо-моторных навыков;

4) Нарушением зрительного, слухового, фонематического восприятия;

5) Нарушением произвольного внимания;

6) Нарушением памяти, снижением слухо-речевой памяти;

7) Речевыми нарушениями (нарушением звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, бедностью словарного запаса).

Часто, коррекционная работа по формированию навыка чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) строится каждым специалистом (логопедом, психологом, дефектологом, учителем) отдельно друг от друга. Мы считаем, что данный подход не является целесообразным, не способствует повышению эффективности коррекционно-развивающих занятий. Именно поэтому, важную роль при коррекции дислексии играет интегрированный подход.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского[9], А. В. Петровского [13], Н. Ф. Талызиной [15] рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв [11] раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой [12] и В. А. Караковского [7] раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова [3] и Г. Ф. Федорец [16].

Специалистами Городского психолого-педагогического центра учителем – логопедом Анна Михайловной Шацковой и педагогом – психологом Мариной Андреевной Константиновой была создана и апробирована программа интегрированных занятий «Я учусь читать и понимать». Программа рассчитана на 36 академических часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения) для детей 7 – 10 лет.

Цель программы – предупреждение и коррекция нарушений чтения у детей 7 – 10 лет.

Задачи:

1. Образовательные:

  • развитие фонетической, лексико-грамматической и синтаксической сторон речи;

2. Коррекционно-развивающие:

  • обогащение словарного запаса;
  • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, речевой моторики, общей моторики и дифференцированной моторики пальцев рук, речевого дыхания, высших психических функций у детей с нарушениями чтения;
  • развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимооценки;
  • развитие личностных особенностей детей, навыков коллективного взаимодействия, групповой сплочённости;
  • формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • формирование умения различать на слух, в произношении и при чтении смешиваемые звуки;
  • закрепление умения самостоятельного и безошибочного чтения;

3. Воспитательные:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • воспитание интереса к познавательной деятельности;
  • воспитание уважения друг к другу, самоуважения;
  • признание уникальности и неповторимости каждого;

4. Охранительные:

  • соблюдение щадящего режима на занятии;
  • профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, дифференцированной моторики пальцев рук и общей моторики;
  • преодоление перегрузки детей путём переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии;
  • стиль общения с детьми демократический, личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку;
  • допустимые паузы в ходе занятий по причине индивидуальных потребностей ребёнка.

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и нейропсихолога включает дыхательные и глазо"двигательные упражнения, формирование зрительного, тактильного и фонематического восприятия, формирование квазипространственных представлений, формирование зрительной памяти, чтение слоговых таблиц и рассказов, чтение с рамкой, составление рассказов, работа с деформированными предложениями и текстами.

Дыхательные упражнения оптимизируют уровень нейродинамических показателей, повышают работоспособность, улучшают ритмы.

При глазодвигательных упражнениях происходит расширение пространства зрительного восприятия.

Формирование восприятия. Для формирования навыка чтения, прежде всего, необходимо сохранность четких зрительных образов букв и умение соотносить оптические представления буквы с их акустической и речедвигательной характеристиками. Методики и упражнения данного раздела направленны прежде всего на создание условий для активного обогащения и дифференцированного оптического восприятия букв.

Формирование логико-грамматических (квазипространственных) представлений. Формирование пространственных представлений связанно с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Детям предлагается работа над вербальным анализом «целостного» представления о пространстве, над возможностью четкого анализа как его координатных характеристик (верх, низ, впереди, сзади, справа, слева), так и метрических его характеристик (выше чем, ниже чем, дальше чем, левее чем и т.п.).

Формирование зрительной памяти. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения ребенка и развития его психики.

Чтение. Проводится работа по формированию технической и смысловой стороны чтения (чтение слоговых таблиц, работа с деформированными текстами и другое).

По окончании данной программы у детей должны быть:

  • сформированы зрительное восприятие, фонематическое восприятие, кинестетическое восприятие;
  • простроены квазипространственные представления;
  • увеличен объем зрительной памяти;
  • увеличена концентрация произвольного внимания;
  • сформированы техническая и смысловая стороны чтения;
  • сформированы эмоционально-положительное отношение к процессу чтения, интерес к чтению;
  • сформирована зрительно-моторная координация, графо-моторные навыки;

По окончании занятий проводится повторная нейропсихологическая и логопедическая диагностика. Акцент делается на функции, которые были дефицитарны до проведения коррекционной работы.

Критерии эффективности и результативности занятий оцениваются:

1. По результатам дифференциальной логопедической и

нейропсихологической диагностики.

2. По результатам промежуточной и итоговой успеваемости детей в классе.

3. По отзывам родителей учащихся.

4. По отзывам учителей.

5. По отзывам самих учеников.

6. По наблюдениям учителя-логопеда, педагога-психолога, нейропсихолога.

Литература:

1) Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. – СПб.: Питер, 2008.

2) Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

3) Гапеенкова С. М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения. – Пенза,1997.

4) Зак А.З. «Интеллектика». – М.: Интеллект-Центр, 2009.

5) Зотова М.А., Зотов С.Г. Начальное обучение технике чтения. Учебно-методическое пособие – Ростов-на-Дону: «Феникс», Спб.: «Союз», 2004.

6) Иншакова О.Б., Майорова Ю.А. Формирование зрительного восприятия у школьников с трудностями или нарушениями становления молчаливого чтения. – М.: В. Секачёв, 2009.

7) Караковский В. А. Воспитательная система школы:

Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

8) Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – Спб.: ИД «МиМ», 1997.

9) Краевский В. В. Методология педагогической науки. – М.,2000.

10) Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.

11) Леднёв В. С. Содержание образования. – М.,1989.

12) Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978.

13) Петровский А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М.,1986.

14) Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.

15) Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М.,2006.

16) Федорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. – Л., 1990.