Почему дети воруют

№ 9, 2016
Рубрика: Трудный возраст
Почему дети воруют

беседовала
Соня Лешик

Наталью Петровну, маму четырнадцатилетней Полины, убивало не то, что девочка брала деньги без спросу, а то, что она на вопрос «Не видела деньги, тут лежали?» отвечала, честно глядя в глаза: «Нет, ничего не видела, понятия не имею». А когда мама всё-­таки аккуратно намекнула, что подозревает её, Полина устроила грандиозный скандал, изобразив из себя оскорблённую жертву. «У неё же всё есть, – в который раз повторяла женщина психологу. – Дочка ни в чём не нуждается…»

Многие родители сталкиваются с тем, что их дети-подростки воруют. У большинства с возрастом это проходит без последствий. Тем не менее с детскими кражами у взрослых и подростков связаны сильные эмоции и переживания. Это стыд, вина, испуг, разочарование, отчаяние, одиночество и много ещё неприятного для всех участников события. Что пытается украсть ребёнок на самом деле, когда вытаскивает деньги из кошелька? Что именно может означать заимствование чужих вещей для подростка из обеспеченной семьи? Об этом мы поговорили с Виталием Сонькиным, психологом Центра диагностики и консультирования «Рост» Северо-западного окружного управления образования г. Москвы.

— Почему некоторые школьники начинают красть?

— Для начала давайте определимся, какой возраст мы имеем в виду. Если речь идёт о ребёнке 6–7 лет, это, скорее всего, не воровство. Просто он взял вещь без спроса.

В этом возрасте дети не очень-то умеют отличать своё от чужого, легко нарушают границы других людей. Особенно если в семье эти границы не слишком чётко определены.

К тому же взрослые часто считают свои вещи «своими», а вещи ребёнка – лишь формально его собственностью, «потому что куплены на родительские деньги». Получается неравнозначная ситуация: «чужое» есть, а «своего» толком нет. На это стоит обратить внимание и уважать личное пространство ребёнка. Тогда и он научится считаться с границами взрослых. Повторяю, часто такое неосознанное воровство случается в семьях, где максимально размыты границы.

— Допустим, маленькому ребёнку можно и нужно объяснять про «своё» и «чужое». Но когда речь идёт о тинейджере… Он уже понимает, что залез в мамин, то есть чужой, кошелёк. Настолько хорошо понимает, что скрывает этот факт и врёт, даже если его поймали с поличным…

— Часто подростковое воровство – это неосознанное привлечение внимания к своим потребностям, когда молодой человек не получает от близких нечто важное. И не обязательно материальное. Например, это может быть внимание, ласка, участие, поддержка.

Присваивая чужое, ребёнок пытается урвать хотя бы что-то, в чём реально нуждается. Что называется, «хотя бы деньгами взять». Это один мотив.

Другой фактор – социальная неуспешность. Тогда ребёнок начинает воровать, чтобы делать подарки сверстникам. Этим он покупает их дружбу и поднимает свой статус.

В каждом конкретном случае следует разбираться, почему именно тинейджер совершил кражу. Бывает, что мотивы смешаны. Ко мне на приём привели девочку-подростка, которая систематически воровала деньги у отца.

Она подсмотрела, где родитель хранит сбережения в валюте, и брала оттуда купюры потихоньку. Даже не пересчитывая – «на глазок, чтобы было незаметно». Папа при этом был очень жёсткий человек, бывший военный. Если бы узнал, избил бы, но на дочку он внимания просто не обращал.

К жене он тоже относился весьма странно – денег практически не давал. Живя одной семьёй, материально они существовали по-разному. Мать и дочь – очень скромно, если не сказать бедно. А отец имел дорогие увлечения, часто уезжал отдыхать один.

Пытаясь завоевать популярность, ворованные деньги девушка тратила на друзей. Но в то же время с помощью краж неосознанно восполняла дефицит общения с отцом.

Важный момент: финансовые потоки в семье были неясными и запутанными. По моему наблюдению, дети часто воруют в семьях, где бюджет непрозрачен и подросток не может обсудить денежные проблемы с родителями. Например, ребёнок живёт с папой и мамой, но деньги получает только от бабушки. Бывает, что материальные потребности подростка увеличились, ему требуется больше карманных денег, а взрослые это игнорируют. Или у него есть тайные потребности… Например, потихоньку покупать сигареты, но ведь не объяснишь родителям, зачем нужны карманные деньги в большем объёме. Тогда и начинаются кражи.

— Детское воровство – практически всегда стыдный и неприятный факт для родителей. Но многие взрослые, начитавшись психологической литературы, считают происходящее чем-то вроде ветрянки. Ребёнок переболеет и успокоится. Когда нужно реально начинать волноваться?

— Следует понимать, что ребёнок не всегда ворует деньги, чтобы купить конфеты себе или сверстникам. Внимательно понаблюдайте за ним.

Если подросток стал тревожным, плохо спит, начал плохо учиться, из дома пропадают вещи, воровство может оказаться совсем не безобидным жизненным эпизодом.

Возможно, молодой человек попал в какую-то неприятную историю – наркотики, долги, кто-то его шантажирует и требует денег. А возможно, в его жизни происходит нечто ужасное, подросток просто боится поделиться этим с близкими. И ворует деньги, чтобы спастись.

— В таком случае ребёнок может воровать не только у родителей, но и у посторонних людей…

— Это уже другая, не менее серьёзная проблема… Когда ребёнок ворует вне дома, родители, как правило, разбираются не с самим фактом кражи, а с её последствиями. Они выясняют отношения с родителями других детей, учителями, работниками детской комнаты милиции.

Близкие не просто напуганы, пристыжены, пребывают в ярости – им приходится решать проблему с нанесённым ущербом, в том числе и их репутации. Поведение родителей обычно поляризуется.

Кто-то горой становится на защиту проворовавшегося чада и старается его «отбить» всеми средствами. Порой не замечая при этом самого ребёнка. А кто-то, наоборот, объединяется с «преследователями», объявляя: дескать, ты мне больше не сын (дочь), по тебе тюрьма плачет. Подросток страшно напуган и думает, что жизнь кончена.

Если он не получит поддержки от близких, то почувствует себя изгоем и может «пойти на дно». Всё равно терять уже нечего.

– А как вести себя правильно, если есть «правильно» в такой непростой ситуации?

– Как бы ни было тяжело морально (это касается любых форм воровства – и внутрисемейного, и внешнего), нужно успокоиться, поговорить с ребёнком. Не в форме казнящего допроса, а расспросить без крика: «Что случилось? Почему? Для чего понадобились деньги? В чём реальная проблема?»

Так подросток убедится, что нет ситуации «пропал, петля затягивается». А есть реальная возможность всё разрешить.

Важно дать понять, что ребёнка любят, что бы ни произошло. Я бы советовал также проконсультироваться с детским психологом, психотерапевтом и, возможно, не один раз.

Если специалист порекомендует посещать психолога всей семьёй, не отказывайтесь от такой возможности. Это поможет быстрее нормализовать ситуацию.

— А если это не первый случай? И, несмотря на то, что родители пробовали разобраться, ребёнок продолжает воровать? Причём не только дома и не только деньги?

— Если это рецидив, рекомендую установить в семье жёсткие границы – что можно, а что нет. Но бывает так: воровство формально родителями осуждается, а на самом деле приветствуется.

Взрослые и сами подворовывают, например, на работе, но называют это по-другому: «справедливость», «ловкость», «хозяйственность». Тут вступает в силу такая важная вещь, как «фактор воровства» в семье. Если родители поощряют ребёнка, когда ему удалось проехать в электричке без билета, и при этом пытаются вырастить его кристально честным, понятно, что мы имеем дело с двойными стандартами.

Часто для молодых людей воровство становится приключением. Тут дело не в материальной выгоде, а в том, чтобы пережить опасную авантюру, продемонстрировать ловкость. Отсюда беспричинное воровство ненужных вещей из супермаркетов.

Если проанализировать, как именно родители формулируют свои запреты, тоже можно понять много интересного. Например: «Если я узнаю – убью». То есть, не «если украдёшь», а «если я узнаю». Другими словами – не будь лохом и не попадайся.

— Если говорить о профилактических мерах, можно ли что-то предпринять, чтобы избежать детских краж?

— Самое главное, на мой взгляд, – подросток должен понимать, сколько реально в семье денег, как они делятся, на что тратятся, почему их непросто зарабатывать. Молодой человек должен иметь свой личный бюджет и учиться им распоряжаться.

Ну и, конечно, важно обсуждать с ребёнком его потребности. И не только материальные. Подросток должен быть уверен, что дома безопасно, родителям можно доверять, когда что-то в жизни пошло не так.

И даже если факт воровства имел место, не клеймите ребёнка на веки вечные: «Всё, вырастили вора». Это неприятная, но временная ситуация. Её можно разрешить и нормально жить дальше.