Черчение – скучно или нужно?

№ 12, 2016
Рубрика: Острый угол
Автор статьи: Александра Грипас
Черчение – скучно или нужно?

«Наблюдая за ровесниками дочки, пришла к выводу: они совершенно не умеют читать чертежи. Например, не понимают, что и как выглядит на схематическом плане комнаты. Некоторые, благодаря геометрии, ещё могут представить себе пропорции, но понять, почему это именно так, уже не в состоянии. А ведь в жизни эти навыки бывают просто необходимы: все рано или поздно будут делать ремонт или захотят соорудить что-то элементарное своими руками. Как тут обойтись без чертежей? Но в нашей школе черчения в расписании давно нет. Может, где-то его ещё преподают?

Юлия, мама 8-классницы

Наталья Терехова, зам. председателя Ассоциации учителей черчения, учитель черчения, школа № 1245, Москва:

— В Интернете размещено немало объявлений, приглашающих на работу не просто инженеров, а инженеров, умеющих читать чертежи. Но, по приказу

Минобрнауки РФ, уже 16 лет, как черчение не включено для изучения ни в одну предметную область. Поэтому школы изъяли его из учебного плана.

Многие ученики считали этот предмет скучным и ненужным, что неудивительно: любому будет скучно на уроках, если ему в качестве учебного пособия демонстрируют деревянную модель, изготовленную в 80-е годы XX века. Особенно если это уже 7-й урок, и ребята работают только с карандашом, линейкой и бумагой. Да и специалистов, которые могли бы преподавать этот курс с учётом новых требований, найти сложно.

Но уроки черчения необходимы! На них дети учатся читать инструкции, понимать и строить схемы, моделировать. В классах, где преподают черчение с использованием ИК-технологий, ученики более успешны и в геометрии, лучше понимают стереометрию, демонстрируют высокий уровень развития пространственного мышления.

В нашей школе с 7-го класса детям преподают вводный курс технической и компьютерной графики, а в 8–9-м – уже черчение. Но всё это в рамках дополнительного образования.

А вот в 10–11-х классах физико-математического профиля черчение – обязательный предмет. Благодаря современным программам и технологиям это больше не скучное выполнение чертежей на бумаге: теперь появилась возможность разнообразить цветовое решение, обеспечить вариативность наглядного сопровождения. Опорные конспекты уроков содержат много иллюстраций: объёмные модели, пошаговые геометрические построения и комплексные чертежи.

Олег Фролов, учитель физики, лицей № 1598, Москва:

— Умение чертить и читать чертежи легко даётся тем, у кого технический склад ума. Но это не значит, что гуманитарий в этом отношении обречён и исправить ничего нельзя.

Для начала я бы посоветовал рисовать перспективы – уходящая вдаль дорога, сужающиеся рельсы, дома издали, ряд фонарных столбов. И обязательно при этом изображать объём. Такие эскизы и наброски помогут перейти к чертежам, развить пространственное мышление. Раньше этим занимались на уроках рисования в 5-м классе, постепенно готовили детей к черчению. А сам предмет преподавали в 8–9-х классах.

В современной школе черчение, к сожалению, не входит в список основных дисциплин. В нашей, например, это лишь один из модулей предмета «Информационно-коммуникационные технологии» и лишь в 8-м классе, на который отводится один час в неделю. Я считаю, что этого совершенно недостаточно. Предмет-то ведь очень полезный. И не только для будущих технарей.

Судите сами. Например, модная сегодня профессия «дизайнер». О каких успехах в ней можно говорить, если у человека нет прекрасно развитого пространственного мышления? Если он не умеет читать и составлять схемы и чертежи?

Да и в быту это немаловажно. Даже если вы просто решили переставить громоздкую мебель – перед тем как выполнять эту трудоёмкую работу, желательно сначала всё рассчитать и прикинуть на бумаге, нарисовать план.

Алексей Семёнов, ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАН и РАО:

— Чтобы дети понимали, как устроены чертежи, как извлекать из них информацию, они должны научиться их создавать. Этому, собственно, и учили в школах на уроках черчения.

Сегодня традиционных уроков черчения – таких, какими они были в советские годы, – в школах действительно нет. Причина проста: такое черчение исчезло из взрослой жизни. Нет кульманов, специальных карандашей, рейсфедеров и прочих чертёжных инструментов, им на смену пришли системы автоматизированного проектирования – САПР. И сегодня элементы этих систем ребёнок может осваивать уже в начальной школе – чертить на компьютерах легко и удобно с помощью простейших графических редакторов.

Элементы черчения есть в различных школьных предметах – прежде всего, это ИЗО и ИКТ. По поручению президента России мы разрабатываем концепцию преподавания ИКТ в школе. В этой работе участвуют Агентство стратегических инициатив и корпорация «Ростех». Мы исходим из того, что на этих уроках дети должны не только учиться читать чертежи, но и самостоятельно проектировать предметы и объекты на компьютере. Ведь любой чертёж – это основа для создания реального объекта. Графическая визуальная грамотность становится необходимым элементом технологического проектирования.

Наш университет готовит учителей, которые обладают всеми необходимыми навыками для преподавания черчения в его современном понимании. Так что мы, безусловно, заботимся о том, чтобы дети в школах чертили, понимали, зачем это нужно, придумывали, что бы ещё начертить, и видели бы результаты своего труда, используя 3D-моделирование, когда ребёнок создаёт объект на компьютере и тут же его выводит на 3D-принтер. Так что визуальная грамотность детей сегодня становится намного выше, чем 20, а тем более 50 лет назад.

Валерий Захаров, учитель черчения, лицей № 18, Новочебоксарск:

— Тревогу мамы, которая написала письмо в редакцию, сегодня разделяют многие: и учителя, и родители.

Так что же надо делать, чтобы ваш ребёнок научился чертить и читать чертежи? Ответ вроде бы прост: найти школу, где ещё остались такие уроки. Но у нас в городе такая только одна – это муниципальный лицей № 18, где я преподаю в 8-м и 9-м классах.

В своей работе с учениками я использую специальную систему. Все чертежи, выполненные в ней, получаются точнее и красивее – это немаловажный момент. Ведь не все ученики умеют грамотно выполнять эту работу. В результате чертежи получаются неаккуратными, непривлекательными. Как итог – пропадает желание чертить вовсе. В той системе, которую я использую, всё наоборот. Ошибки можно быстро исправлять, редактировать, чертежи заново перечерчивать уже не надо.

Так вот, я часто слышу от родителей и от учеников старших классов, что предмет «Черчение» необходимо возвращать во все школы! Как это сделать? Полагаю, родителям надо объединиться и обратиться с письмом в Министерство образования России.

Отдельный вопрос – кадры. Раньше в Чебоксарах в Государственном педагогическом институте был художественно-графический факультет– там нас учили грамотно чертить. Были такие факультеты и при других педвузах страны. Сейчас, насколько мне известно, таких факультетов больше нигде нет.

Дмитрий Антропов, педагог-психолог, школа № 415, Москва:

— Черчение, вслед за лепкой и рисованием, развивает у школьника мелкую моторику, которая так важна для здоровья. Улучшается координация работы рук и глаз. Тренируется внимание – без этого хороший чертёж не сделаешь. Черчение – вообще труд кропотливый и требующий аккуратности, что в результате тренирует волю.

Ещё один важный момент: студентам, которые прошли курс черчения в школе, легче учиться в технических вузах. Могу сказать по собственным выпускникам: начертательная геометрия без должной предварительной подготовки становится серьёзным барьером на пути к получению диплома о высшем образовании для многих студентов. Другой вопрос  – кто будет преподавать данный предмет? В советское время черчение часто было продолжением ИЗО, поэтому и отношение к нему было достаточно формальным. Сегодня это должен быть педагог, обладающий специальной подготовкой. У нас такой есть только в одном из подразделений.

BUZZY

Всем подряд черчение не нужно. Есть в школах распределение по классам – гуманитарный, технический? Вот и давали бы только в техническом. Мне было жалко времени, которое я теряла на этом черчении. А мама моя – инженер, она очень расстраивалась, что мне до фонаря этот предмет.

Лагерта

Мне вобще мама чертила, я ничего не видела и не понимала в разрезах, пропорциях и сечениях. Если нет пространственного воображения, как у меня, то это ад, а не предмет. Мне геометрии хватало для ужаса.

Sonius

С ужасом вспоминаю ночи, проведенные с рейсфедером. У нас чертежи только тушью принимали. В классе был «архитектурный» уклон, а я хотела стать врачом (и стала в результате). Когда чертёж почти готов – бац! – клякса туши посередине. По несколько раз каждый чертёж перерисовывали. Утром с одноклассниками делились: кому сколько часов удалось поспать. Слава Богу, этот кошмар отменили. Кстати, ни одного архитектора среди одноклассников у нас нет.

Виктор, учитель черчения

В этом учебном году в нашей школе отменили предмет «Черчение»: сослались на то, что его изучают в рамках предмета «Технология». Но это, на мой взгляд, разные вещи.

Игорь, учитель технологии у мальчиков

В нашей школе три года назад отменили черчение. Считаю это абсолютной глупостью. Некоторые родители, чьи дети планируют поступать на технические и инженерные факультеты, недовольны. Но большая часть родителей моих учеников считает, что «не нужно детям голову лишним забивать».

К сожалению, их большинство. А ведь в данной ситуации всё зависит от родителей: если более половины от общего числа заявят о своём желании, предмет вернут. Но, видимо, не в нашей школе.