Синдром первоклассника

Синдром первоклассника

Семилетняя Алина так ждала, когда начнётся школьная жизнь! Родителям казалось, что дочка готова к ней на все сто. В детском саду воспитательница доверяла ей читать книжки ребятам из группы. Алина не только умеет читать, но и пишет, считает, задачки решает замечательно! Но через неделю занятий на последнем уроке учительница задержалась на несколько минут после звонка, и тех детей, кто выглядывал из класса, не идёт ли она, поставила в угол. И умницу Алину тоже! На следующий день в школу девочке идти не хотелось, а к концу сентября она совсем выдохлась…

Утром девочку было не добудиться, а домой она возвращалась вялая. От еды отказывалась, жаловалась на головную боль и ложилась спать, хотя уже год как перестала спать днём. Мама поговорила со знакомым детским неврологом. Та, осмотрев девочку, поставила диагноз: «У Алины синдром первоклассника, он же – синдром дезадаптации. На положительных эмоциях приспособиться к школьной нагрузке легче. Но учительница наказанием выбила первоклассницу из позитивного настроя». Впрочем, даже при самой благоприятной психологической обстановке в классе от такого синдрома в той или иной степени страдает каждый ребёнок, который только начинает учиться.

Привыкаем к школе

Эмоциональный и физический спад, наступающий практически у всех первоклассников к концу первой школьной недели, врачи рассматривают как признак дезадаптации – нарушения механизмов, которые помогают привыкнуть к переменам в жизни. На ломку привычного режима, резко возросшую эмоциональную и умственную нагрузку накладываются и осенние изменения погоды.

Признаки синдрома дезадаптации – раздражительность, повышенная утомляемость, беспричинные капризы, плохой аппетит, сонливость, потребность вздремнуть после школы и нарушения ночного сна. Под влиянием накопившихся за день впечатлений ребёнок перевозбуждается и долго не может уснуть вечером, вздрагивает, разговаривает во сне.

Всё это обычно длится около месяца или немного больше, а затем дети втягиваются в новое расписание и адаптируются к школьной жизни. Чтобы сделать вхождение в неё более плавным, в некоторых школах сначала проводят 3 урока по 30 минут, в конце сентября – уже 4, а потом увеличивается и продолжительность занятий до 35–40 минут.

СОВЕТ. С первого учебного дня придерживайтесь чёткого режима дня и не отступайте от него – тогда ребёнку будет проще привыкнуть к переменам в жизни, не разболеться и избежать нервного срыва.

  • Спать ложимся вовремя даже в выходные, чтобы привыкнуть к режиму.
  • Учить уроки начинаем с письменных заданий, а потом переходим к устным. Так легче всё успеть и усвоить новый материал.
  • Следим, чтобы первоклассник правильно распределял время при выполнении домашнего задания, чередовал занятия разными предметами и делал перерывы по 10–15 минут. Это поможет оптимизировать зрительную и умственную нагрузку.
  • Не отбираем у ребёнка законные дни летнего отдыха и выходные. Не стоит накануне 1 сентября лихорадочно повторять устный счёт и тренировать быстрое чтение. Главное – чтобы ученик сел за парту полным сил, а не выжатым, как лимон.
  • Чаще подбадриваем первоклассника, обращаем внимание на успехи, помогаем преодолевать трудности. Иными словами, повышаем само-оценку. В психологии это называется «поднимать ресурсность личности».
  • Не пренебрегаем мелочами. За письменным столом первокласснику долго сидеть тяжело. Он ёрзает, постоянно меняет позу, горбится, наваливается грудью, подпирает голову рукой. Покажите, как правильно сидеть, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник. Для этого нужно выпрямить спину, опираясь на спинку стула, а ноги согнуть под прямым углом в коленях и тазобедренных суставах. Голову слегка (но не слишком!) наклонить. Расстояние от глаз до стола должно быть 30–35 см. Стол ставим так, чтобы свет из окна или от настольной лампы (60 Вт) падал слева (для левшей – справа) и не ослеплял ребёнка.
  • Если у школьника ухудшилось зрение, не спешите паниковать. Это может быть связано с пере-утомлением – спазмом аккомодации. Делайте перерывы для отдыха между занятиями, и через неделю-другую всё нормализуется.

Завтрак по желанию

У ребёнка нет аппетита? Не настаивайте, чтобы он плотно подкрепился перед школой, если не хотите спровоцировать тошноту и боль в животе.

  • Готовим что-нибудь лёгкое, что ученик любит. Например, сырники со сметаной или оладьи с джемом. Можно предложить йогурт, сладкий творожок с фруктами или сок.
  • Даём с собой еду для перекуса – яблоко, пару бутербродов с сыром, сок в пакетике или питьевой йогурт. А дома обязательно кормим супом. Требовать, чтобы ребёнок непременно съел второе, не стоит. Не хочет – ничего страшного, второе съест позже, когда проголодается.
  • Не все дети любят то, что им предлагают в качестве школьного завтрака. Попросите учительницу не заставлять ребёнка есть через силу. Это прямая дорога к гастриту и другим проблемам с желудочно-кишечным трактом. В период школьной адаптации аппетит снижается, так как детскому организму некогда тратить силы на пищеварение. Он задействовал свои ресурсы, чтобы приспособиться к новой ситуации.

По силам ли нагрузка

Отдавая ребёнка в школу в неполные 7 лет, родители порой немного опережают события. Один из настораживающих моментов – первоклассник, скорее всего, уже готов выполнять посильные задания, но лишь в присутствии учителя. Авторитет педагога для него абсолютен. Причём речь идёт о любых заданиях – от решения примера до поливки цветов.

А дома первоклассник вдруг начинает игнорировать советы взрослых, касающиеся уроков. Ведь мама и папа находятся за пределами учебной ситуации и, в понимании ребёнка, не имеют права вмешиваться в дела, связанные со школой. Через какое-то время это пройдёт. Понять, что у ребёнка всё в порядке с самочувствием и адаптацией в школе, можно по следующим признакам.

  • Первоклассник здоров. Он не жалуется на головную боль, у него хороший аппетит (должен восстановиться в октябре, когда закончится период адаптации), прекрасное настроение. Простудившись, выздоравливает за неделю и больше не подхватывает инфекции. У школьника нет тёмных кругов под глазами, он не выглядит бледным и усталым.
  • Ученик просыпается утром сам, порой, даже не нужен будильник, встаёт без напоминаний мамы или бабушки. При этом он выглядит весёлым, отдох-нувшим и выспавшимся.
  • Ребёнок заканчивает учить уроки минимум за 1,5–2 часа до сна. Он успевает погулять, поиграть, порисовать, почитать книжку, пообщаться с друзьями и родителями.

Режим дня в 1­-м классе

Что делаем?

В какое
время?

Подъём

7. 00

Зарядка, душ, умывание,

уборка постели

7.00–7. 30

Завтрак

7. 30

Дорога в школу (прогулка)

7. 50

Школьные занятия

8. 30–12. 30

Школьный завтрак

10. 00–10. 15

Дорога домой (прогулка)

12. 30–13. 00

Обед

13. 00–13. 30

Послеобеденный отдых

13. 30–14. 30

Прогулка и подвижные
игры на свежем воздухе

14. 30–16. 00

Полдник

16. 00–16. 15

Приготовление уроков

16. 15–17. 45

Прогулка

17. 45–19. 30

Ужин

19. 30–20. 00

Приготовление ко сну

20. 00–20. 30

Сон

20. 30–7. 00