Дети и деньги

Дети и деньги

В наше коммерциализированное и монетизированное время про деньги не говорит и не пишет только ленивый. А отношения детей и денег – тема отдельная и такая обширная, что в одной статье её не охватить. Поэтому остановимся на трёх моментах: как эти отношения начинаются, что такое деньги вообще и какие родительские послания относительно денег слышат дети в семье. Чего мы хотим?
Чтобы наши дети умели обращаться с деньгами, не тратили их попусту, научились зарабатывать, чтобы в будущем им хватало на достойную жизнь.
К ак и когда знакомить детей с деньгами, как научить с ними обащаться, исходя из правила золотой середины? Чтобы дети могли ценить деньги, но при этом не были от них зависимы и не ставили их на первое место в иерархии ценностей? Конечно, тема денег должна звучать в семье с самого раннего возраста ребёнка. Из неё не надо делать тайны. Если этой темы избегать или говорить вполголоса и намёками, это может подогреть интерес ребёнка, сделает деньги чем-то таинственным или даже магическим. Дети ведь любят фантазировать и преувеличивать. Кроме всего прочего, мы прекрасно знаем, что запретный плод сладок. Если же о деньгах говорят буднично и обычно, они становятся повседневным атрибутом жизни – как свет, вода, транспорт и прочее.

Когда и сколько?

Дошкольники ещё не имеют возможности самостоятельно находиться в тех местах, где можно потратить деньги. А их семилетние товарищи уже посещают школу, в которой есть буфет, где продаются булочки, шоколадки и много другого, что можно купить. Хорошо, если к этому моменту деньги уже будут известны ребёнку. То ли вы вместе в магазине совершаете покупки, то ли бабушки-дедушки дарят внуку на день рождения некую сумму, и вы договариваетесь, что бы он хотел на них приобрести, то ли ребёнок играет с друзьями или с вами в магазин или другие настольные игры, где по правилам нужно продавать, покупать и зарабатывать. Всё это хорошо знакомит ребёнка с той стороной жизни, где фигурируют деньги.
Я не буду подробно рассказывать, откуда произошли деньги и что они сами по себе ничего не стоят, а являются условной единицей, о которой договорились люди. Нас больше интересует, как они влияют на развитие ребёнка. И особенно – как формируется отношение ребёнка к деньгам. Так вот, на первом этапе знакомства деньги должны быть доступны для ребёнка. Их не нужно прятать. Сумма на текущие расходы должна лежать в некоем условном доступном месте. Говорить о деньгах можно, и желательно – без особых эмоций. Если в семье серьёзные финансовые проблемы, то их, разумеется, следует обсуждать не при детях.
Если вдруг ребёнок берёт деньги без спросу или на оставшуюся от порученной покупки сдачу приобретает что-то без разрешения, эту ситуацию нужно обязательно разобрать. Очень многое зависит от реакции родителей на те или иные поступки ребёнка. Если он не слушается, своевольничает, то должен понести наказание, но какое? Не давать в следующий раз денег? Но тогда и в магазин за покупками его больше не отправить. Давать сумму строго под расчёт? Тоже плохо: вы контролируете ребёнка и не даёте ему возможности самостоятельно обращаться с деньгами. А мы ведь хотим обратного – чтобы ребёнок умел рассчитывать траты и относился к деньгам спокойно.
Обороты типа «Я хотел тебе купить то-то и то-то или дать денег на выходные, а теперь не дам» приносят большой вред. Они подчёркивают зависимость и беспомощность ребёнка по сравнению с вами. Вы ведь изначально не на равных позициях относительно денег. Вы их зарабатываете. Много или мало – это уже второй вопрос, но они у вас регулярно появляются. А у ребёнка – нет. Родители и ближайшие родственники для него – единственный источник «дохода». А чтобы научиться тратить с умом, нужны стабильные поступления. Определяя размер этих поступлений, вы должны ориентироваться на следующие критерии:
1. Это не должно серьёзно отражаться на вашем бюджете.
2. Сумма должна быть адекватна возрасту ребёнка и, в среднем, его окружению (но ни в коем случае не нужно ставить окружение во главу угла: расслоение в обществе очень велико!). Не стоит по этому поводу расстраиваться так, чтобы и ребёнок почувствовал, – это плохо на него повлияет.
Таким образом вы приучите ребёнка иметь карманные деньги. Это его не испортит, наоборот – адаптирует к жизни в обществе.

Кредит доверия

Как поступать, если ребёнок взял деньги без спросу? Я намеренно говорю «взял», а не «украл». Не спешите вешать ярлык «вор» на ребёнка. Он ещё не сориентирован в деньгах, и у него могут быть свои осознанные и неосознанные мотивы. Не спешите прятать мелочь и купюры, этим вы только спровоцируете на повторный проступок, подчеркнёте, что деньги – тот самый запретный плод, усилите представление ребёнка о деньгах как о чём-то магическом. И если он допустил растрату без вашего разрешения, он из своих карманных денег вам её компенсирует. А если взял много, то вы всё равно ежедневно или еженедельно, как у вас принято, будете давать ему карманные за вычетом той суммы, которая идёт как долг вам. И в конце концов он с вами расплатится. Обычно этого достаточно, чтобы больше так не делать. Ну, а если такие случаи повторяются, то вам нужно к психологу. Как правило, такого рода пропажи являются симптомом нарушенного поведения ребёнка. И разгадать его причину – длительная и сложная задача для профессио— нала. Но это сообщение, которое ребёнок шлет вам вот таким образом, ничего прямо не высказывая. И ответить на вопрос, почему берёт деньги без спроса, ребёнок тоже не сможет.

Деньги как символ

Символ – то, что является заместителем конкретной вещи. Например, волны на гербе города указывают на его географическое положение, мифические животные и сюжеты с ними – на историю и победы города. А какое символическое значение имеют деньги и как это влияет на развитие ребёнка? Выше мы говорили о том, как родители знакомят детей с деньгами и формируют отношение к ним. А теперь имеет смысл поговорить о том, что дети изначально очень разные, даже в одной семье.
Нас в данном случае интересует процесс рождения и проживания первых лет жизни. Младенец мало что может: издавать звуки, смеяться и плакать, менять мимику в зависимости от того, на что и на кого смотрит. Он может поглощать пищу и выделять переработанное. Это и является первыми его «дарами». Когда он подрастёт, то с удовольствием будет играть с глиной. Будет строить замки и лепить куличики из песка, сухого и мокрого. Дети любят играть с камешками и стекляшками, и блестящие жетончики тоже привлекают их внимание. А если что-то доставляет удовольствие, то это обязательно отражается на развитии ребёнка… Дети в этих играх проделывают тот же путь, который уже проделало человечество, – от натурального обмена до появления денег в виде монет. Так вот, в одной семье дети могут очень по-разному относиться к деньгам. Один может быть расчётливым и бережливым (не жадным!), привозить из лагеря домой порванную обувь, чтобы родители не подумали, что он её потерял. А другой на выданные ему деньги поведёт с собой в кино полкласса. Один более прагматичный, другой более расточительный. Они пришли в этот мир разными. И родители должны уважать любое отношение своего ребёнка к вещам и деньгам, если это не противоречит морали. Невозможно вырастить ребёнка «под себя». Я часто привожу высказывание одного молодого папы: «Мне кажется, что мой сын – инопланетянин. Я должен с ним познакомиться, узнать его, найти общий язык». Сколько в этих словах уважения к неизвестному! А я люблю добавлять, что мир другого человека (и ребёнка, и взрослого) – это космос, но только не внешний, а внутренний. И оба этих космоса бесконечны.

Чему мы их учим?

Вот мы и подошли к родительским посланиям, то есть высказываниям родителей на различные темы. Взрослые могут вкладывать в свои слова один смысл, а дети – воспринимать и переосмысливать их по-своему. И это может влиять на ребёнка и на его дальнейшую жизнь. И от особенностей личности ребёнка, от стадии его возрастного развития зависит, как он воспринимает то, что слышит. Постепенно эти высказывания накапливаются и влияют на формирование мировоззрения ребёнка, потом подростка, а затем и взрослого человека. Не зря так интересно бывает слушать пересказ одного и того же события в жизни семьи сёстрами и братьями…
Какова же сила воздействия родительских посланий на растущих, развивающихся и формирующихся детей?
На приёме у психолога – семья с двумя детьми. Мальчик  – старший, сестра на полтора года младше. Родители жалуются на конфликты между детьми. Но ещё больше жалоб из школы, от учителей. Девочка – драчунья и забияка, никому проходу не даёт. У мальчика другие проблемы. Он невнимателен, рассеян, «отсутствует» на уроке, его голова всё время занята посторонними мыслями.
Во время консультации идёт коллективная игра со счётом. Дети ведут себя очень по-разному. Девочка явно хочет выиграть, запутывает соперников, хитрит, применяет все возможные приёмы, иногда не очень честные. Мальчик, напротив, всем подсказывает, забывает, когда чья очередь, и очень радуется, когда кто-либо сделает удачный ход. В итоге побеждает девочка, хотя взрослые ей не поддавались. Но радуются все, и больше всех – мальчик. Он счастлив от самого процесса игры. Интересно, что он выглядит младше и как минимум наивнее своей сестры.
Беседуем с родителями наедине. Выясняется, что семья переживает непростые времена. Отец остался без работы, сидит дома с детьми. Устал, подавлен, для него это не самый удачный период в жизни, он испытывает чувство вины. Мама работает и востребована, практически не отдыхает, раздражена. Дома часто говорят о кризисе, о том, что отца несправедливо сократили. И главное – о нехватке денег и несправедливых взаимоотношениях на работе: почему одни мало работают и много получают, а другие – наоборот!
Во время игры с детьми проясняется их восприятие мира. Мальчик придумывает истории, в которых происходят чудеса. То он находит клад, то выигрывает миллион, то изобретает шлем, который может обучить всему, что угодно, за несколько минут, и делается самым богатым человеком в мире. Становится понятно, что ребёнку явно не до скучной обязательной учёбы в классе. Он озабочен восстановлением финансового благополучия. Девочка же, напротив, ведёт борьбу за справедливость. Она хозяйка большой фирмы и разоблачает недобросовестных и вороватых сотрудников. Все они уволены и посажены в тюрьму, но ей этого мало. Там ещё происходят катастрофы и разрушается почти весь окружающий мир. В целом, катаклизм! Каждый из детей по-своему включён в дела семейные. Один – мечтатель и перестаёт что-либо делать: всё бессмысленно. Другая – конкретная, яростная и не потерпит несправедливости: сама по-своему её восстановит!

И НЕСКОЛЬКО СЛОВ НА ЗЛОБОДНЕВНУЮ ТЕМУ…

Большинство современных родителей, а тем более дедушек и бабушек застали время, когда деньги были только наличными, а значит – реальными. Наши дети живут в виртуальной реальности. И деньги в настоящее время всё чаще являются не реальными дензнаками, а символическими. Есть волшебная карточка, и с нею невозможного мало. Возникает вопрос: применимо ли всё сказанное выше к современным детям, которые больше сталкиваются с виртуальным миром, в том числе и относительно денег? Да, применимо. Дети легко воспринимают ту часть жизни, которая стала виртуальной. Но эмоциональные взаимоотношения ничуть не потеряли свою значимость, и именно они формируют поведение.
Берегите детей от необдуманных резких высказываний. Доверяйте детям, ставьте разумные ограничения и не жалейте времени на объяснения. Тогда всё получится.

«Нет денег!»
«Когда в семье столько детей, ни на что не хватает!»
«Нет справедливости, одним бездельникам – всё, а другие надрываются, а получают крохи!»

Большинство родительских посланий детьми могут восприниматься очень буквально и конкретно. В зависимости от своего темперамента, дети придумывают собственные выводы и действуют соответственно им. Родители, будьте аккуратны в высказываниях!