Защищу-­ка я проект…

Защищу-­ка я проект…

Проектная деятельность уже стала повседневной реальностью не только в старшей, но и в младшей школе. Мало сделать проект  – надо ещё представить его аудитории. И здесь возникают трудности, справиться с которыми без посторонней помощи может не каждый.
Заглянем на школьную конференцию научных проектов. У доски 8-классник, опустив глаза в пол, тихо читает по бумажке, изредка взмахивая рукой на стену, где сменяются слайды, часто невпопад. Слушатели (ученики разных классов старшей школы) мирно дремлют, кто-то занят своими делами. В коридоре 14-летняя ученица плачет от волнения: когда представляла свой проект, начала путать слова, аудитория рассмеялась. Для неё это тяжёлое переживание. Рядом сидит учительница, которая её утешает и обещает, что защита следующей проектной работы пройдёт легче. Вернёмся в класс. Новый проект защищает «надежда и опора школы». Доклад серьёзно и тщательно подготовлен. Девочка рассказывает его наизусть, текст звучит на уровне докладов в институте. Взрослая комиссия оживляется, дети совсем засыпают. Оказывается, для подготовки этого доклада были задействованы все взрослые представители семьи: родители и другие родственники писали текст, делали презентацию, даже небольшой эксперимент папа провёл у себя в институте. После конференции стали обсуждать: как сделать так, чтобы дети самостоятельно готовили темы, проявляли инициативу, чтобы им было интересно? Как избежать «сонного царства» на презентациях? Как сделать так, чтобы школьники учились сами делать доклады на своём уровне, а не взрослые за них старались?

Доклад отдельно, я отдельно

В одном из московских лицеев несколько лет назад после очередного такого мероприятия школьная администрация обратилась в психологическую службу школы с просьбой разработать тренинги по подготовке к конференции. Я участвовала в проекте и увидела интересную особенность. Дети, активные и весёлые на перемене, выходя рассказывать о своем проекте, замыкались, каменели или незаметно для себя от волнения начинали делать повторяющиеся движения, застревать на словах, повторять междометия…
Стало очевидно, что всё живое и творческое в себе школьники в момент презентации отключают. И задача тренинга была – помочь детям включить свою спонтанность, креативность, интерес и соединить их с изложением материала. На тренинге они лепили, рисовали, делали театральные постановки, сочиняли песни, импровизировали, писали стихи на тему докладов. Это было незабываемо. Дети с удовольствием слушали презентации друг друга, с удивлением обнаруживая разносторонние таланты одноклассников.

Включаем мозги

Конечно, это была только подготовка к защите проектов, а на самой конференции формат докладов был более строгим. Но именно разрешение соединить творческую часть с логической помогло детям включиться, быть активными и импровизировать на презентации. Результаты прекрасны: аудитория не спала, а слушала. Участникам захотелось делать ещё проекты, что-то придумывать, изобретать, а не формально отчитываться. Как сказали бы специалисты по кинесиологии, это была «интегрированная работа правого и левого полушарий головного мозга». И это очень важно, так как даёт возможность не превращать проектную деятельность в хронический стресс, а сделать обучение живым и увлекательным.
Что могут подсказать родители, помогая своим детям в подготовке школьных проектов? Дома написать доклад в виде поэмы, слепить из пластилина его основные пункты, придумать пьесу, нарисовать доклад в виде комикса, сделать объёмные объекты, отражающие основные мысли доклада, из цветного скотча на бумаге, станцевать доклад, спеть его в разных стилях перед небольшой аудиторией – папа, мама, бабушка с дедушкой, братья и сёстры. Поможет работа в небольших компаниях одноклассников. Проекты можно делать вдвоём, втроём, группами.

Рок-­опера как предисловие

Родителям важно не обесценивать эти творческие порывы, а поддержать их. Многие из участников тренингов говорили о том, что когда они дома пытаются что-то писать, сочинять, петь, то слышат от взрослых: «Хватит заниматься ерундой, лучше уроки делай!» Так детям становится ясно, как родители относятся к их творчеству.
— Понимаете, если моему сыну позволить сочинять, то доклада вы не дождётесь, он уйдёт в свою музыку, – говорит мама 9-классника Коли. На консультацию привела с жалобой, что сына уроки делать не заставишь, а впереди экзамены. Проектная деятельность в школе – это плюс для портфолио, а он не хочет серьёзно работать.
Расспрашиваю Колю о его интересах: оказывается, и музыку любит, и читает, что сейчас не частое явление, и стихи иногда пишет, но никому не показывает. А вот выступать ему действительно сложно – в детстве заикался, и в начальной школе для него было испытанием выйти к доске. Со временем научился играть роль шута, смешить класс, а внутри переживал всё тот же ужас, когда все на него смотрят. Мы попробовали черпать силы именно в этой роли: написать тест доклада с юмором, но без ущерба для смысла. На следующую встречу Коля принёс поэму и разыграл, как будет защищать проект, позволяя себе шутить, делать паузы, наблюдать за собой и своим состоянием во время доклада. Реальная защита прошла на ура. Родители даже были немного удивлены, посмотрели на сына другими глазами, так как в тревоге за его будущее перестали замечать, на что он способен уже сейчас.
Взрослые часто спрашивают: а не превратится ли серьёзная учебная деятельность в фарс, если мы будем поддерживать творческие порывы детей? По итогам тренинга, не превратилась, а вот интереса и уверенности к обучению и презентации своих работ добавила. И это действительно важно, так как проектная деятельность ждёт и в институте, и на работе. Поэтому опора на творческие ресурсы школьника – это возможность осваивать новое в жизни.

Рекомендации:

1. Нужно поработать с материалом с помощью разных видов творчества: пропеть, протанцевать доклад, сочинить мотив, придумать музыкальное оформление, слепить объекты, символизирующие основные мысли проекта, или написать поэму. Всё, что вдохновляет.
2. Прорепетировать свою презентацию в творческой форме перед любыми зрителями. Таким образом, уменьшится стресс перед предстоящим выступлением.
3. Снять напряжение помогает простое упражнение: рисование на тему проекта двумя руками одновременно. Рисуем любой абстрактный рисунок, думаем в это время про проект.
4. Провести ролевой тренинг перед небольшой аудиторией – выбрать роль кого-то, кто свободно может презентовать выбранную тему, и защитить проект, играя эту роль. Школьники часто выбирают роли знаменитостей, которые им нравятся. В этой роли они себя чувствуют свободно, смело, могут шутить, отвечать на вопросы из зала, получать удовольствие от выступления.