Кибербуллинг: что это?

Кибербуллинг: что это?

Начнём с определения: кибербуллинг – агрессивное поведение в виртуальном мире (Интернет, мобильные технологии, мессенджеры), направленное на травлю и унижение, связанное с доминированием, принуждением и вымогательством.
У родителей школьников (даже у молодых) социализация проходила, в основном, вне Интернета. Мы переносили в Сеть общение, нормы и правила, этикет, усвоенный и скорректированный в реальности и оснащённый виртуальным сленгом для интернет-общения. Мы сами, чувствуя свой круг принадлежности, выбирали сайты, сообщества, где и с кем общаться.
Сейчас реальный и виртуальный мир как у взрослых, так и у подростков переплетены настолько тесно, что у наших детей социализация может проходить прямо в виртуальном мире. Соответственно, правила, нормы, сленг они берут из Интернета и привносят в реальную жизнь. И чем меньше мы общаемся с детьми в кругу семьи, чем уже их собственный круг общения (не путать с кругом чисто учебной деятельности), тем большую роль в их жизни занимает виртуальный мир.
Если у ребёнка возникают трудности (травля) в одном из реальных кругов – в школе или, например, в спортивной секции, – у него остаётся реальная возможность передышки. Укрыться дома или спрятаться у друзей – и, немного справившись с эмоциями, решить, что с этим делать. То ли пожаловаться учителю или родителям, чтобы защитили от реальных обидчиков, то ли надавать агрессору по шее (конечно, с этим потом придётся разбираться отдельно)… В любом случае древняя программа «бей или беги» позволяет человеку отреагировать и снизить уровень стресса. В случае кибербуллинга основная опасность – широта распространения. Нет возможности укрыться или отреагировать: происходит тотальная травля, и запускается стрессовая программа. При этом (особенно у младших школьников, не понимающих, как устроено сетевое пространство) Интернет наделяется сверхъестественными качествами, вплоть до всевидящего ока, от которого не спрячешься. Агрессор кажется всемогущим, а ты сам, жертва, – маленьким и ничтожным. Получается, что выхода нет… У ребёнка повышается тревожность, возникает бессонница, головные боли, наступает ощущение безнадёжности и безысходности, снижается самооценка. И я даже не буду писать про успеваемость, потому что это меньшее из происходящих зол.

Врага надо знать в лицо,
или Как проявляется кибербуллинг:

Игнорирование ребёнка в сплочённой группе, объединённой по интересам (сообщество в социальных сетях, в онлайн-играх). Вся группа даёт тебе почувствовать, что здесь ты лишний и ненужный. Если в этот момент мама с папой из лучших побуждений советуют: «Изолируй себя от технических средств, выключив их, и наслаждайся покоем» – то, получается, и они встают на сторону киберпреследователей, добивающихся изоляции. Почувствуй себя лишним, ненужным и при этом беспомощным – выживает сильнейший.
Унижение, оскорбление и агрессия в комментариях в открытых группах (чтобы все видели), направленная в адрес жертвы. Обидные фразы и выражения, зачастую провокативные, чтобы ребёнок отреагировал резко, и тогда ответственность за агрессию переводят на него, порождая вину и угрожая ему расплатой за неподобающее поведение.
Размещение компрометирующей информации (часто смонтированные фото или видео). Используется не только для унижения, но иногда и для шантажа. Ребёнок, особенно замкнутый и чувствительный, понимает, что «мир рухнул, никогда от позора не отмыться, а уж если про это узнают родители…»
Вход под ником и паролем жертвы и рассылка от её имени угроз другим. Доказать, что ты не моральный урод, чтобы рассылать такое, крайне сложно.

Если вы заметили изменения в поведении ребёнка, резкое нежелание подходить к компьютеру (хотя прежде было не оттащить), если он сам обратился к вам с проблемами, похожими на описанные выше, то:

Вдохните и выдохните – свободно проходящее дыхание позволяет снизить уровень собственных переживаний из серии «Где я был раньше, что такое могло произойти?» или «Я тебе говорила, что от гаджетов одно зло, а в твоих сообществах одни бездельники и негодяи». Сейчас спокойствие и уверенность в том, что вы справитесь, необходимы вашему ребёнку. Всячески поддерживайте его, дайте ему понять, что, несмотря на происходящее, вы на его стороне и не оставите его. Не обвиняйте Интернет, не добавляйте агрессии – ребёнку и так непросто, ему нужны защита, уверенность и поддержка. Не приставайте с расспросами, не выясняйте детали произошедшего, пока он не почувствовал доверие и не смог выговориться. Иначе вы получите кашу из эмоциональных переживаний, несвязных событий и, невольно втянувшись в расстроенные чувства, не сможете дать спокойный отпор обидчику.
Расскажите ребёнку, как травля проявлялась в вашем детстве – в классе, во дворе. Если вы сами с подобным не сталкивались (хотя поверить трудно, всё было, пусть в другой форме и не столь массово), то посмотрите вместе фильм «Чучело» и поделитесь с ребёнком вашими мыслями. Это поможет создать связь между поколениями. И ребёнок не будет чувствовать себя виноватым и одиноким из-за того, что это происходит именно с ним, что он «плохой» и не справляется с ситуацией.
Несмотря на всё чаще звучащие в прессе и на родительских собраниях призывы отслеживать переписку детей в соцсетях, чтобы быть в курсе и предотвратить страшное, не делайте этого – это подрыв доверия и взлом границ (кстати, так любят делать и киберпреследователи). А выстраивать доверительные отношения с ребёнком, интересоваться его реальным и виртуальным миром, делиться своим – та база, которая позволит ему в сложный момент обратиться к вам за помощью или советом. Он и сам с удовольствием будет показывать группы, в которых участвует, делиться историями (здесь вы не нарушаете границы – он приглашает вас посмотреть!). И на этой площадке взаимного доверия и общения важно рассказывать о возможностях Интернета (вы же более компетентны в этом – так расширяйте кругозор ребёнка) и давать советы, как вести себя в интернет-сообществах, о правилах и этикете, о репутации как в реальной, так и в виртуальной жизни и даже целой системе поддержки репутации на ресурсах, где есть лайки, «спасибо» и «+ в карму».
Объясните ребёнку, что такое личные границы и почему не стоит делиться ни с кем своими паролями (подростки любят говорить: «Если ты мне настоящий друг, то я должен знать о тебе всё, даже твой пароль», и сколько потом копий сломано на этой почве) и выкладывать в профиле свою личную информацию: адрес, телефон, место учёбы.
И, конечно, важно рассказать о возможностях блокировки агрессора и жалоб на нежелательные публикации. Эта функция есть и в социальных сетях, и в мессенджерах. Кроме того, если информация на сайте кажется оскорбительной, можно пожаловаться администратору сайта. Можно заблокировать номер телефона и электронный адрес агрессора. Делайте скриншоты экрана, если необходимо запротоколировать оскорбляющую информацию. Ужесточите настройки конфиденциальности. Делайте это при участии ребёнка, а не вместо него, это сформирует у него умение защищать себя и позволит таким образом отреагировать на нанесённые оскорбления.
Есть линия помощи жертвам виртуального насилия «Дети онлайн».

Очень важно, чтобы ребёнок мог дать отпор нападениям и оскорблениям. Чтобы он мог поделиться с вами тем, что ему кажется задевающим чувства, но с чем он не может разобраться сам. Тогда и в виртуальном, и в реальном мире ему будет легче защищать себя и свое чувство собственного достоинства. Согласитесь: когда мы в контакте с этим чувством, то мы уважаем чувство собственного достоинства и в другом человеке.