Хоумскулинг: мода или необходимость?

Елена Вроно, к.м.н., детский психиатр, психолог

СОВМЕСТНО С МОФ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

WWW.RUSCENTER.RU

Проект «Школа без стресса»

Симптомы эти чудесным образом исчезают, как только начинаются каникулы или возникает другая возможность не пойти в школу. Такие дети чаще болеют. Не подумайте, что они симулянты, просто пониженная сопротивляемость нередко имеет психосоматическую основу. При детальном опросе выясняется: специальных причин не переносить школу у ребёнка вроде бы нет, то есть нет признаков психического расстройства, способствующего школьной дезадаптации. Проблема в том, что ребёнок по житейским причинам оказался в ситуации, плохо совместимой со школьным режимом. Он, к примеру, просто не успевает выспаться, потому что школа очень далеко, выезжать нужно сильно заранее, и досыпать приходится в машине или на уроке. Дефицит сна накапливается, симптомы хронической усталости мешают учиться. Школа оказывается полигоном для демонстрации неудач и несостоятельности. Кому это понравится?

По желанию родителей

Есть ряд жизненных областей, в которых все разбираются. Образование – одна из них. А что? Все учились. На помощь приходит новый тренд – хоумскулинг (учёба на дому). Раньше домашнее обучение предписывалось тем, кто страдал заболеванием, мешающим посещать школу. Теперь решение за семьёй. Болезнь – не обязательное условие.

Не все школы обеспечивают родителям соответствующий престиж. Та, что возле дома, как правило, «обычная». Семья оказывается в ловушке: у знаменитой школы высокие требования, ребёнок с хронической усталостью соответствовать им не в силах…

Что движет родителями, выбирающими обучение детей вне школы? Мне кажется, это предмет дискуссии в профессиональном сообществе, прежде всего педагогическом. Однако нельзя не сказать: решение лишить ребёнка среды сверстников и возможности социализации – это ответственное решение. И родители вроде бы берут на себя ответственность – в интересах ребёнка, как им видится.

Травмы, полученные в школе, не забываются – неважно, истинные они или воображаемые. Нередко именно поэтому некоторые родители стремятся организовать обучение детей вне школы. Они считают бессмысленным заставлять ребёнка укладываться в прокрустово ложе школьных правил и терпеть при этом те же обиды, последствия которых сами родители не изжили до сих пор. Кроме того, у них масса претензий к системе обучения, качеству, объёму знаний в общедоступной школе. По мнению приверженцев хоумскулинга, только они сами, вне государственной системы образования, способны обеспечить своим детям нетравматичное и гармоничное обучение…

По потребностям ребёнка

Иное дело – ситуация, когда нежелание посещать школу является вторичным. Тогда школьная дезадаптация оказывается одним из симптомов психического расстройства.

У меня на приёме мама с 10-летним сыном. Один на один со мной он оставаться не хочет, изъясняется в основном жестами, садится лицом ко мне, но головой в стол и руками ещё прикрывается. Спасибо, хоть не ушёл. От мамы узнаю, что живут они вдвоем, отец умер полтора года назад. Заметных реакций скорби мальчик как будто бы не обнаруживал… Он просто замолчал. И почти перестал спать: было заметно, что засыпать ему страшно. Не жаловался, но засыпал под утро, и разбудить его в  школу стало невозможно. Если разрешали остаться дома, испытывал явное облегчение. Домашние задания, впрочем, делать не отказывался.

Соматические признаки общего неблагополучия были вполне очевидными: подхватывал одну ОРВИ за другой, выздоравливал долго и неохотно. Часто жаловался на боли в животе, много лежал, ел только по принуждению, терял в весе – понемногу, но постоянно. С ним уже около года занимается психолог, мальчик не отказывается от встреч, но на занятиях пассивен и не вовлечён. Психолог направила к психиатру, и так он попал ко мне. Со мной тоже не поговорил, правда, заметно оживился, когда я, назначая лечение, предупредила, что школу придётся некоторое время пропускать, пока подберём дозы и он адаптируется к лекарству.

Медленно-медленно происходили изменения: на приёме мальчик перестал прятать лицо, с ним стало возможно даже поговорить. Он не отказывался от школы, но болел так же много и мечтал о каникулах. Психолог им довольна, он теперь активно участвует в занятиях и, главное, стал внятно описывать свои переживания и чувства. Лечение очевидно эффективно, но от жизни нет лекарства. Чтобы улучшить жизненную ситуацию, хорошего лекарства и психотерапии, как видно, маловато. Необходимо изменить, если это возможно, жизненные условия…

И вот наша встреча перед летом. Пациент мой ведёт себя раскованно, входит в кабинет первым, широко мне улыбается. Ну, ясно, думаю, каникулы.

— Мне назначили домашнее обучение!

— Ты доволен? Тебе не будет скучно дома без ребят?

Мама поясняет: оказывается, есть варианты домашнего обучения. Можно приходить к учителям на индивидуальные занятия, сдавать зачёты и писать контрольные, а готовиться дома; можно составить специальный график посещений. При изменении состояния ребёнка можно менять и формат обучения.

Принять верное решение

Депрессия и тревожные расстройства у детей, как правило, отражаются на коммуникативных способностях: трудно устанавливать контакт, не хватает слов, чтобы описать свои чувства, выразить мысли. Резко падает самооценка – «все умнее меня, у всех всё получается лучше, чем у меня». Страдают концентрация внимания и память. Ребёнок становится ранимым и обидчивым, всё неприятное принимает на свой счёт. Более того, полагает себя виноватым во всех неурядицах, с которыми сталкивает его жизнь. У детей и подростков депрессия часто нарушает и соматическое здоровье. Обследования не выявляют патологии, но ребёнок слабеет и продолжает болеть будто бы без видимых оснований. Самочувствие улучшается, если можно пропустить школу…

Здесь нет ничего странного. Ведь школа – важная сфера деятельности ребёнка, а симптомы

депрессии и тревожного расстройства делают его несостоятельным именно в этой сфере. Сил на преодоление нет. Остаётся одно – отказаться.

Почему родители так легко с этим соглашаются? Понимают ли они, что избегание школы – сигнал бедствия, который подает нам, взрослым, ребёнок? Что это свидетельствует о неблагополучии в его психическом состоянии? Может, в школе происходит что-то не то? Или родителей не устраивает порядок вещей в системе школьного образования? Вопросов масса. Ясно только одно: отказ ребёнка от школы – знак, которым нельзя пренебречь. Нужно разбираться, возможно, с помощью специалистов.

Хоумскулинг сейчас в моде. Но при разумном подходе и сотрудничестве со школой домашнее обучение вполне может оказаться необходимым условием восстановления душевного здоровья ребёнка.

Важно: Закон «Об образовании в РФ» даёт родителям много возможностей для манёвра при выборе режима обучения для ребёнка. Принимать эти решения лучше в сотрудничестве со школой. И организовать такое сотрудничество вполне возможно.