Первый учитель: как строить отношения?

Первый учитель: как строить отношения?

СОВМЕСТНО С МОФ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» WWW.RUSCENTER.RU

Проект «Школа без стресса»

Больше всего меня смутила последняя фраза: «Может быть, такие контакты не нужны, достаточно официальных встреч на родительских собраниях и sms, которыми мы изредка обменивались с учительницей старшей дочери?» В каждой строчке этого письма вопрос – почему так произошло? Что нужно сделать, чтобы история не повторилась?

Во взаимодействии учителей и родителей нередко возникают сложные ситуации. При этом каждая из сторон отстаивает свои интересы, своё право, своё понимание ситуации и проблемы. В конфликте родителей и учителя (школы) или, наоборот, учителя и родителей у каждого свои весомые и значимые аргументы и, как правило, одна позиция – «ради ребёнка». К сожалению, представление о том, что такое «благо» для ребёнка, тоже сильно различается.

Меняем настройки

Школьник оказывается между двух огней: взаимные претензии и требования исключают возможность объединения усилий в помощи и поддержке ребёнка. Практика показывает: родители детей, не имеющих школьных проблем, реже встречаются с учителем, а более частое общение (до 1–2 раз в неделю) отмечается у тех, чьи дети имеют такие проблемы. Тем важнее эффективное взаимодействие между родителями и учителем.

Можно ли избежать конфликтов? Безусловно, да, но сначала нужно настроиться на позитивное и доброжелательное общение. К сожалению, неудачи предыдущего опыта часто настраивают родителей или учителя на неизбежную конфронтацию, создавая неблагоприятную основу для общения.

Правила хорошего тона

Первая личная встреча во многом определяет характер будущего взаимодействия. Есть педагоги, которые сами назначают такие встречи, считая необходимым лично пообщаться с каждым родителем, но нередко всё ограничивается общим родительским собранием.

Как бы ни было, родителям не стоит приходить на встречу без договорённости в надежде на то, что учитель обязательно найдёт время для беседы. У него могут быть свои планы, свои дела, более того, он имеет полное право отказать (разумеется, корректно и доброжелательно) и согласовать с родителями другое время. Однако и родители не должны неоднократно просить о встрече, добиваться её. Им должна быть предоставлена такая возможность.

Казалось бы, пустяк – несогласованная встреча, но отказ – всегда обида. Можно написать sms или письмо на электронную почту с просьбой о встрече, или просто передать записку. Важно определить цель: «просто поговорить», «выяснить отношения», «предъявить претензии» или обсудить проблемы ребёнка. Чаще родители рассказывают о своих эмоциях –что расстраивает, огорчает, тревожит. Такой разговор может быть длительным, но непродуктивным.

Учитель – не психотерапевт, поэтому важно говорить не о себе, а о ребёнке, его достижениях и проблемах, удачах и неудачах, четко понимая, какой помощи вы ждёте от учителя, о чем хотите его попросить, какую информацию о ребёнке считаете обязательным сообщить. Это особенно важно при первых встречах в 1-м классе, когда учитель только знакомится с детьми, ищет варианты взаимодействия и работы с ними, ещё не знает их особенностей.

О пользе подробностей

Меня часто спрашивают – стоит ли рассказывать учителю об особенностях ребёнка, его эмоциональном статусе, интересах, состоянии здоровья и прочих подробностях. Я считаю, что это полезно сделать, причём в первые недели обучения. Такая встреча нередко помогает педагогу избежать ошибок, вовремя помочь школьнику и согласовать свои действия с тактикой родителей.

Если ребёнок спокоен, у него нет жалоб, если школа не вызывает негативных эмоций, то, скорее всего, острой необходимости в личной встрече нет. Однако если вы отмечаете резкое изменение поведения и состояния первоклассника, если он жалуется («устал», «болит голова», «болит живот», «боюсь»), замкнулся или вы видите, что его что-то тревожит, постарайтесь разговорить ребёнка, понять причины и обсудите ситуацию с учителем. В таких случаях личная встреча обязательна.

Когда точно нужно идти…

Бывает и так – родитель встречаться с учителем не очень хочет, но его вызывают в школу. Отказываться или оттягивать встречу не стоит, такой вызов означает одно: у вашего ребёнка возникла проблема, а школьные проблемы сами собой не решаются. И в то же время не стоит настраиваться на жёсткую защиту (разумеется, и учитель не должен выступать как сторона обвинения).

Что делать, если при встрече учитель высказывает свое недовольство учебой или поведением ребёнка? Спокойно выслушайте педагога (даже если вы считаете, что он не прав), не торопитесь высказывать свою точку зрения. Выслушав, не стесняйтесь задать все интересующие вас вопросы, уточните всё, что вызывает сомнение. Спокойный тон, внимание во взгляде и подчеркнутая вежливость помогут снять напряжение. Смягчить несогласие с позицией учителя и высказать своё мнение помогут такие обороты: «Я готов согласиться с Вами, но…», «Я разделяю ваше мнение, однако…», «Я согласна с Вами, и всё же…»

Важно, чтобы в вашем мнении были чёткие аргументы, а не оценка эмоционального состояния, поведения или личности учителя. Обязательно обсудите возможные варианты решения проблемы, спросите, что об этом думает учитель, что посоветует.

В ответ на жалобы учителя родителям не стоит клеймить позором собственного ребёнка. Во-первых, это может осложнить его жизнь, так как позволит учителю утвердиться во мнении: «Даже родители не справляются с этим ребёнком». Во-вторых, учитель невольно теряет доверие к вашим возможностям влиять на ситуацию. Речь учителя с «выплеском» своих эмоций и упрёками в адрес родителей легко остановить вопросом: «Как вы считаете, что мы вместе можем сделать, чтобы изменить ситуацию?» Эти слова, сказанные спокойно и заинтересованно, могут изменить и тональность разговора, и его содержание.

Увы, не всегда встреча заканчивается взаимной благодарностью. Кстати, простое «спасибо» нередко снимает напряжение и создаёт благоприятную почву для следующих встреч. Вы можете быть не очень довольны разговором, огорчены и даже раздосадованы, но всё равно не обсуждайте и не критикуйте педагога при ребёнке. Для детей младшего школьного возраста позитивное отношение к учителю очень важно.

Надеюсь, вы подготовитесь к встрече, а в ответ вас заинтересованно выслушают и будут готовы совместно найти решение проблемы.