Воспитание социально-здоровой и активной личности школьников

«…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А. Сухомлинский

Перед современной школой стоят задачи создания условий образования, способствующих становлению таких личностных качеств выпускника, как социальная мобильность, креативность, гуманистическая направленность, что обусловливает выбор адекватным целям и задачам образования стратегии педагогической деятельности по выбору содержания и технологий образования.

Воплощение заботы о здоровье человека, успешной его реализации в условиях современной сложной социальной и природной среды инициирует педагогический поиск эффективных путей индицирования активности самого человека в обеспечении безопасных условий своего существования в современном мире, а также создание возможностей для развития личности с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Для формирования у учащихся культуры здоровья предложена программа «Наша новая школа», описан комплекс методик, позволяющих диагностировать: состояние психофизического здоровья школьников, уровень умственной работоспособности, уровни тревожности, степень функциональных нервных расстройств учащихся, способность адаптации детей к нагрузке, режиму и условиям обучения.

При составлении программе развития класса на период более пяти лет следует делать акцент на основные принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе, на физиолого-гигиенические условия школьной среды, на двигательный режим учащихся, которые являются важными факторами для создания здоровьесберегающей среды. В плане работы следует учитывать основные ее характеристики, значимость формирования здоровья, а также учитывать приоритетные направления развития школы.

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя, родителей и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя, родителей и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Ожидания от реализации Программы развития – это ориентация выпускников на успешность в обществе ХХI века. Выпускник школы должен уметь оценивать ситуацию, в новом видеть новое, самостоятельно ставить и решать проблемы, быть инициативным и готовым к ответственности.

Программа должна носить комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом и с творческими группами ребят.

План работы педагога в 5, 6, 7 классах направлен на создание условий для развития творческой личности учащихся в коллективе, формирование навыков сознательной дисциплины, ответственного отношения к учебе, делам класса, гражданской и правовой культуры, формирование потребности вести ЗОЖ.

В плане работы с 8 по 11 классы изменяется в направлениях, формах организации, так как юность – это время пробуждения, время открытия, совершенно нового взгляда на общество, своеобразного перерождения. У того, кто вступает в новый этап своей жизни, полностью меняется отношение к себе.

Главной особенностью юности является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи такие как: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор. А выбор этот сделать бывает очень нелегко, и на этом отрезке времени жизнь ставит молодого человека в ситуацию выбора практически ежедневно. В юношеском возрасте имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей, поиск своего места в жизни.

Работа педагога с 5-11 класс должна быть направлена на создание условий для развития творческой личности учащихся в коллективе, формирование навыков сознательной дисциплины, ответственного отношения к учебе, делам класса, гражданской и правовой культуры, формирование потребности ЗОЖ.

Совместно со всеми субъектами воспитательного процесса, учитель должен помочь сориентироваться старшеклассникам в этом водовороте, сделать правильный выбор, помочь рождению индивидуальности.

Здоровьетворящее (валеологическое) образование представляет собой систему научно-практических знаний о гармоничном развитии всех аспектов здоровья человека. Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования. Вот почему одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся. В Законе Российской Федерации «Об образовании» ст.28, часть 3 , пункт 3 говорится, что в компетенции образовательного учреждения входит создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которые подразумевают наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, особенностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.

3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

В программе должны быть отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также формы, методы, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.

Попробуем рассмотреть один из предложенных вам вариантов.

Стратегическая цель: Создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование личности конкурентоспособной, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья через образовательное пространство, через урочную и внеурочную деятельность.

Тактическая цель: Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия учащихся, на основе которого может быть осуществлено личностное, социальное и профессиональное самоопределение, основанного на принципах здорового образа жизни.

Задачи

I МОДУЛЬ – Воспитание культуры здорового образа жизни и формирование системы ценностей, базирующихся на духовности и гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей страны, через туристско-краеведческую деятельность:

1. Активное внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь, через организацию участия в спортивно-массовых мероприятиях в школе и социуме:

— проведение контроля над здоровьем учащихся класса и оформление «Паспорта «Здоровья»» (с 5-11класс);

— проведение мониторинга уровня физической подготовленности и физического развития и оформление «Дневника сдачи нормативов ГТО» (с 10-11 класс)

2. Содействие гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся:

— познакомить с историей родного края, села, раскрыть этапы исторического становления главных событий в истории изучения родного края;

— расширить и углубить видение исторических фактов, событий, личностей с учётом местного материала архивов, музеев, туристских экскурсий, воспоминаний живых свидетелей прошлого;

3. Способствовать созданию комфортной обстановки в микроколлективе в условиях автономного существования группы, создать условия доброжелательности и взаимопомощи.

II МОДУЛЬ — Развитие социально активной, интеллектуальной, духовно— нравственной, культурной, конкурентоспособной личности, достойного гражданина своей страны, через учебно— исследовательскую и проектную деятельность старшеклассников, через организацию жизни детского коллектива и социума:

1. Создать благоприятную среду для развития духовно— нравственных, гражданско-патриотических, художественно-эстетических и общечеловеческих ценностей учащихся, лидерских качеств, необходимых для становления активной жизненной позиции;

2. Обеспечить педагогическую поддержку развития творческих способностей, инициативы самореализации детей через реализацию учебно-исследовательских работ;

3. Разработать содержание информационно-исследовательского, организацию практического и результативно-творческого видов проектной деятельности.

4. Научить детей практическим навыкам выбора актуальных и социально — значимых проблем и составление плана действий для их решений:

-агитационная и волонтерская деятельность;

-просветительская деятельность;

— привлечение представителей местных сообществ и спонсоров для решения поставленных проблем;

— умение работать в команде.

III МОДУЛЬ — Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий, через организацию системы самоуправления в классе и школе:

1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;

2. Содействие развитию творческой инициативы, самостоятельности учащихся;

3. Развитие у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;

4. Умение анализировать свои способности и возможности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.

Программа развития классного коллектива реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу, проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

В основе такой деятельности можно использовать приемы педагогической технологии Г.К. Селевко (технология саморазвития личности), где можно проследить через цикл заданий развитие индивидуальности личности, которые создают возможности для самоопределения учащегося:

• выбор заданий;

• выбор уровня сложности;

• как и с кем делать задание;

• определение позиции относительно какого-либо вопроса;

• задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, идеологической позиции.

В процессе совместной деятельности ребята приобретают социальный опыт деятельности, который включает:

• ценностный опыт: нравственные нормы, ценности;

• операциональный опыт: общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов;

• опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений;

• опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания, умения, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным;

• опыт рефлексии — способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.

Содержание работы и методика усложняются от класса к классу. Программа должна быть инварианта, изменчива, может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, формам занятий) в зависимости от задач воспитания, специфики классного коллектива, особенностей учащихся, характера окружающей воспитательной среды, социального заказа и мнения родителей.

Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. При изучении различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка. Он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты своей успеваемости, учащийся совершает профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. Требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора. Поэтому задача классного руководителя — помочь учащимся познать себя , выбрать направление профессиональной деятельности и, как следствие, повысить уровень успеваемости, их нравственности и гражданской активности.