Требуется одаренный воспитатель

Требуется одаренный воспитатель

Синдром одаренности Каждую способность, талант, дарованные нам от Бога, надо терпеливо и бережно выращивать, как садовник розу: где-то подставить подпорку, что-то мягко подвязать, что-то обрезать, а что-то закрыть от ветра.

Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одаренного ребенка. И талант, вместо того чтобы развиваться и преумножаться, попросту чахнет. Вот только несколько типичных ошибок воспитания, на которых хотелось бы заострить внимание родителей.

Не оправдать надежд

1 Одна из самых распространенных ошибок – это возвеличивание способностей ребенка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нем звездную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестер, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всем, к чему только прикоснется юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому развитию событий не готово раздутое родительское честолюбие. Эти родительские установки усваиваются и детьми. Над ребенком всю жизнь будет нависать дамоклов меч неуспеха, постоянный страх оказаться хуже других, не получить «пятерку», не победить на олимпиаде, не занять первое место в конкурсе. Развитию таких детей начинают мешать повышенная тревога, страх. В итоге, вместо того чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребенка начинает формироваться невроз. Кто-то беспрерывно грызет ногти или ручку, кто-то начинает подмаргивать, зажмуриваться, другой постоянно облизывает губы, кто-то щелкает языком. Это поведенческие симптомы чрезмерного напряжения, повышенной тревоги, с которыми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к соматическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, постоянные головные боли, тошнота, иногда даже рвота перед выходом в школу – все это плата за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением утвердиться за счет своего ребенка. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Привычная нам пятибалльная система оценок превращается в двухбалльную: все, что не «пятерка», то «двойка».

Приведу рассказы одаренных младшеклассников:

«Я больше всего боюсь контрольных. Я роняю ручку прямо из-за того, что боюсь. Делаю первое задание, всего их 20, а учительница говорит, что до конца урока осталось 10 минут. У меня голова даже расширяется. Я боюсь получить плохую оценку. Все смотрят на меня с надеждой…»

«Папа просит показать дневник и начинает ругаться. Он ругает меня за то, что проскакивают четверки».

«Меня не лупят. Словами обижают: дурочка, идиотка, глагол to be нужен! глагол! Я не жалуюсь. Живу я еле-еле».

Родители третьеклассника Саши лупят его ремнем, даже если не получается работа из цветной бумаги по труду. Мама утверждает при этом: «Стремиться надо к высшему, а меньшее ты всегда сделаешь!»

Неадекватные родительские ожидания способны исказить и сам мыслительный процесс. Такой ребенок справляется со сложными заданиями, но не может выполнить простого: начинает оригинальничать, усложнять и выдумывать что-то несусветное, потому что родительская установка такова – быть отличным от других, необыкновенным.

Быть как все — легче

2 Совершенно противоположное отношение некоторых родителей – вообще не замечать выдающиеся способности своих детей. Их кредо – быть как все, и одаренный ребенок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одаренность с ее излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами, чудачеством не вписывается в прокрустово ложе родительских представлений о том, каким должен быть их ребенок. Современная стратегия жизненного успеха многих людей предполагает прежде всего материальный достаток. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.

Второклассница из обычной школы имеет прекрасную память, богатое воображение, развитую не по годам речь, пишет стихи, сочиняет рассказы, много фантазирует, рисует. Но родители этого не замечают, да и школьные успехи на «3–4». Обладая повышенной чувствительностью и ранимостью, она так боится свою громогласную учительницу, что никогда не поднимает руку и предпочитает оставаться в тени, погружаясь в мир своих фантазий.

Если талантливый — почему не отличник?

3 Многие родители вообще не очень понимают особенности интеллектуального развития одаренных детей. Они ориентированы на школьную отметку как показатель успешности обучения, а их ребенок не вписывается в школьные нормы. Он может с головой уйти в историю, ночи напролет читать о ней и совсем забросить химию, явиться в школу с невыученными уроками и нахватать «двоек». Или может часами что-то мастерить, паять, а у него при этом «тройка» по физике. «Как это так?» – задаются вопросом родители и, требуя формальных успехов, не считаются с интересами ребенка. Но их сыну или дочери в данный момент интересны не оценки, а процесс, они экспериментируют, и именно это является одним из проявлений одаренности, а не результат, который традиционно оценивается школой.

Есть еще одна проблема, о которой забывают многие родители, воспитывающие одаренных детей. Это развитие социальной компетентности: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одаренный ребенок, окруженный не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. То, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, начнут высмеивать, и он станет в классе белой вороной. В начальной школе справиться с такой проблемой еще худо-бедно можно. А вот для подростков одиночество – это тяжелейшее испытание. Поэтому помочь преодолеть социальную отчужденность, эгоцентризм, найти друзей – задача для родителей весьма сложная, но это основа для будущего успеха их сыновей и дочерей. Ведь с годами одаренного ребенка ждет не череда олимпиад, где требуется добиться индивидуального успеха, а создание семьи, где надо заботиться о другом человеке и уметь его слышать; уметь подчиняться начальству, даже если его указания далеко не так блестящи, как хотелось бы; уметь сотрудничать с сослуживцами, считаясь с их «неодаренностью», а то и посредственностью. Американские психологи пришли к выводу, что для успеха в бизнесе высокий уровень социальной компетентности важнее, чем интеллектуальные способности. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются прежде всего в семье. И если юному дарованию с младых ногтей привили высокомерие, непереносимость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок может начаться довольно рано: неуживчивость на работе, семейные разводы, соматические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикрываемое мнимыми внешними успехами. Талант на службе у гордости может ли приумножиться, развиться в полноте? Об этом стоит задуматься родителям, обильно поливающим свою «розу».