Сигналы тревоги

Сигналы тревоги
Помните ли вы своё состояние в период экзаменов? Постоянное беспокойство, плохой сон, напряжение и усталость не столько от учёбы, сколько от этого напряжения… У многих наверняка что-то происходило с пищеварением. На экзамене и даже до него дрожали и были влажными ладони, замерзали ноги. Помню, у кого-то из моих знакомых во время экзаменов начинал дёргаться глаз – появлялся тик. Мне самой в музыкальной школе на экзамен надо было идти в числе первых, иначе играла гораздо хуже, чем могла бы, – я вовсе не переносила ожидания. Всё это признаки повышенной тревожности.

Ребёнок может начать тревожиться, когда у него есть ощущение, что он не может с чем-то справиться, будь то экзамен, школьный предмет, какая-то жизненная ситуация. Мы, взрослые, не всегда можем её заметить и верно оценить. Кого-то учили плавать и сбросили в воду (конечно, родитель стоял рядом и в любой момент пришёл бы на помощь!), кого-то повели в больницу и делали там с ним какие-то непонятные и болезненные вещи (безусловно, важные для здоровья!). Да чего только не случается… Для взрослого человека такое событие будет рядовым, а вот для маленького – чем-то на грани жизни и смерти.

Не растеряться в суете

Тревога может проявиться очень по-разному. Например, человек становится очень эмоциональным, часто плачет, проявляет много беспокойства по самым разным поводам, не может организовать свою деятельность, не выдерживает напряжения и быстро отвлекается, жалуется на усталость. Ему становится трудно выражать свои мысли. Он пытается быстро что-то делать, а деталей и тонкостей часто не замечает. У него теряется способность логически мыслить и даже просто соображать. Так может проявляться состояние тревоги у ребёнка с ведущим правым полушарием головного мозга.

Левополушарный ребёнок и в тревоге, вероятно, сможет достаточно легко говорить, но будет вязнуть в словах и деталях. В таком состоянии ему трудно будет увидеть конечный целостный результат, и поэтому его действия могут не иметь связи между собой. Такой ребёнок склонен к повторению хорошо знакомых ему действий. Он будет стремиться быть последовательным, начинать с того, что знает и понимает, вот только в итоге всех этих стараний ожидаемый результат может быть и не достигнут.

Когда ребёнок сталкивается со сложностями, существенное воздействие на ситуацию могут оказать родители. Взрослые часто, стараясь успокоить, говорят: «Да что ты переживаешь, всё же в порядке!», «Это не страшно», «Не стоит беспокоиться». Но эффект получается странным – ребёнок не учится обрабатывать эмоционально сложные для него ситуации. Не зная, как справиться с тревогой, он старается игнорировать её, говоря себе и окружающим: «Всё хорошо!», пытается вести себя как обычно. Но тревога остаётся на телесном уровне – в напряжённых мышцах, обострённых реакциях. Стресс закрепляется на уровне тела и сам, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние, даже когда тревога уже миновала. Ведь если я так напряжён, то, возможно, вокруг меня происходит что-то опасное?

Три хороших новости…

Наш мозг можно обучать, в том числе, и позитивному реагированию. Попробуйте делать вместе с ребёнком каждый день одну нехитрую процедуру – вспоминать про три его достижения (хотя бы и совсем небольших) и про три хороших события (это может быть увиденное красивое дерево, интересная книга, хорошая игра и т. п.) за день. Делайте это регулярно на протяжении месяца (можно и дольше). Пусть в его жизни появятся моменты радости, замеченные им и подхваченные вами, и эти минуты, проведённые вместе.

Как можно помочь?

Поговорите с ребёнком. Скажите ему: вы понимаете, что он переживает. Научите с вашей поддержкой переживать эмоции, не убегая от них, не обесценивая. Помогут упражнения «Гимнастики мозга». «Позитивные точки» и «Крюки Деннисона» уменьшают эмоциональное напряжение. Полезно выпить воды – она улучшает протекание электрохимических процессов в мозгу. А сам процесс питья благотворно воздействует на эмоциональное состояние – ни одно животное не будет утолять жажду в опасной ситуации (когда надо драться или убегать), и если я могу позволить себе сейчас пить – значит, уровень опасности вокруг меня невысок.

Чтобы уменьшить телесное напряжение, лучше концентрировать внимание, можно сделать «Сову», «Активизацию рук», «Помпу», «Расслабление стоп», «Гравитационное скольжение», «Заземлитель». Если ведущие полушарие мозга, рука, нога, глаз и ухо у вашего ребёнка находятся на одной стороне тела, то очень многие ситуации будут переживаться им как стрессовые – важна ведь не столько ситуация как таковая, но ощущение, что я могу или не могу с ней справиться. А ребёнок с односторонним профилем ограничен в использовании своих возможностей при стрессе. Это может способствовать появлению тревожных состояний. Поэтому особенно важно быстро включить в работу ведущую руку – один из доступных вариантов того, как это сделать, – упражнение «Двойные рисунки».