Многообразное воздействие игры на свирели

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи». Аристотель.

В нашей системе образования есть множество предметов, с которыми знакомятся учащиеся. Все важны и требуют от детей активного участия с их стороны. Мне хочется остановиться на предмете художественно — эстетического цикла — музыке. На этих уроках мы приобщаем учащихся к искусству. Сама природа музыки обусловливает её основную художественную функцию, способствует развитию человека.

Музыкальное творчество ребёнка — это процесс развития и становления его творческих способностей. Многообразие проявления детского музыкального творчества заключается в следующем:
  • личностное отношение к слушаемой и исполняемой музыке;
  • специфика исполнительских трактовок музыкальных сочинений;
  • индивидуальный характер оценочных суждений;
  • сочинение стихов, текстов песен, оригинальных мелодий, сказок, пьес программного характера;
  • вокальные, инструментальные, пластические импровизации;
  • литературные размышления по поводу музыкальных произведений;
  • создание рисунков на основе пьес.
Все виды деятельности на уроках: слушание музыкальных произведений, исполнение на музыкальных инструментах, исполнение вокальных произведений хором, ансамблем, соло дают возможность говорить о гармоничном развитии ребёнка. Мы следим за правильной осанкой, за дыханием, исполняем различные пластические движения, играем в музыкальные народные игры, вводим детей в творческий процесс, водим хороводы в соответствии с характером музыки, выражая исполнением музыкальный образ. С помощью движений учащимся легче войти в образ, почувствовать музыку, глубже проникнуться её настроением, задействовав все части тела. При движении наступает своеобразная разрядка, ребёнок хорошо запоминает музыкальное произведение, что, в свою очередь, развивает память, умение слышать, чувствовать. Играя в оркестре, учащиеся выполняют заданные учителем ритмы на элементарных музыкальных инструментах: деревянных ложках, палочках, погремушках, бубнах, барабанах. Но у нас в школе учащиеся занимаются ещё и обучением игры на свирели. Этот вид деятельности даёт ребёнку почувствовать радость собственного музицирования. Хорошо играть на этом инструменте — значит правильно дышать, а дыхание, в свою очередь, интенсивно массирует внутренние органы полости живота: желудок, кишечник, почки, печень; заставляет работать диафрагму. Закрывая пальчиками дырочки на свирели, разрабатывает моторику рук, что положительно сказывается на работе полушарий мозга. При обучении игры на свирели решается задача по развитию музыкальной памяти. Свирель является индивидуальным инструментом, и учащиеся играют на свирели дома. Опираясь на свой педагогический опыт, могу сказать следующее: те учащиеся, которые хорошо играют на свирели, лучше интонируют, быстрее соображают, запоминают на уроках, лучше учатся. В конце учебного года в седьмом классе я прошу учащихся написать об уроках: что запомнилось, что понравилось, не понравилось. И вот некоторые высказывания учащихся:

«На уроках музыки мне больше всего запомнилось: игра на свирели, исполнение песен, прослушивание фрагментов из симфоний, опер, сонат».

«Лично я бы хотел, чтобы дети играли почаще на свирели».

«Умением играть на свирели можно похвастаться перед друзьями».

«Когда я впервые взяла в руку свирель — ощущения были незабываемыми. Я выучила множество хитов и мелодий на этом инструменте».

«А ещё все очень удивляются, когда я говорю, что умею играть на свирели, и поразительно, что именно в нашей школе учат играть. На уроках очень интересно и увлекательно».

«Когда я пришёл в эту школу, то думал, что мы будем только петь и писать, но мы начали играть разную музыку на свирели».

«Я буду хранить свирель как память об уроках музыки. Я до сих пор помню несколько мелодий на ней и надеюсь — не забуду их».

А ещё был момент в моей жизни, когда сильно заболела дочь: высокая температура, сильный кашель. Оставив ребёнка дома, пошла на работу. Возвращаясь с работы, открываю дверь и слышу, как звучит свирель. Я захожу в комнату и спрашиваю у дочери: «Зачем ты это делаешь, тебе же нельзя, у тебя высокая температура». А дочь отвечает, что она хочет играть. Я махнула рукой и вышла из комнаты. Но уже через день спала высокая температура, а через три дня прошёл и страшный кашель. Дыхание стало ровным и чистым.

Таково многостороннее влияние, которое может оказать свирель, в том числе и на здоровье школьника.