Искусство настройки

№ 5, 2014
Рубрика: Движущая сила
Автор статьи: Ольга ЦЫПЛЁНКОВА, психолог
Содержание статьи:
— Ну сколько раз можно говорить! Пришла домой, переоделась и села за уроки. И на столе навела порядок! В таком бардаке невозможно сосредоточиться.
— Мамочка, я так тебя люблю. Давай лучше обнимемся. И это не бардак. Мне так удобно!

Иногда мы говорим с нашими детьми вроде бы об одном и том же, но на разных языках. Во многом эти различия определяются нашими врождёнными особенностями, связанными с ведущими полушарием, глазом, рукой, ухом, ногой.

Внимательно присмотритесь к своему ребёнку и понаблюдайте, что с ним происходит в стрессовой ситуации. Сохраняются ли аудиальная память и восприятие на слух? Понимает ли он прочитанное и воспринимает ли визуальную информацию? Становится ли он неуклюжим, теряет ли речь? Определите его ведущие органы восприятия информации, полушарие. И обязательно учитывайте всё это при донесении до него информации, при нахождении способов лучшего запоминания, при выстраивании взаимоотношений с педагогами. Помните, что при восприятии нового материала правополушарные дети лучше ориентируются в нём и запоминают по сходству с уже усвоенным, а левополушарные – находя различия.

Обязательно вместе с ребёнком обсудите все эти особенности. Для детей большим облегчением становится информация о том, что сбои в учёбе часто происходят не потому, что они вообще тупые, а потому, что есть некоторые врождённые особенности, на которые, к тому же, можно повлиять.

Подберите упражнения, движения, которые помогут вашему ребёнку быстро включиться в работу в ситуации стресса. Это могут быть и упражнения «Гимнастики мозга», и просто какие-либо движения или действия, помогающие включению в работу двух полушарий, глаз, рук, ушей, ног.

Знание профиля ребёнка не значит, что мы выстраиваем обучение или общение с ним только по принципу пристройки к этому профилю. Мы действительно пристраиваемся к особенностям профиля в стрессовой ситуации, так как иногда это единственный возможный способ достучаться до человека. Мы замечаем стрессовые признаки и помогаем человеку совладать с ситуацией. Мы укрепляем и развиваем межполушарное взаимодействие как опору для успешного обучения и коммуникации. И здесь важно знать ещё несколько особенностей. Образное, или правое, полушарие испытывает период активности (рост нервных клеток и связей между ними) с 4 до 7 лет, а левое, или логическое, полушарие актуализируется позже, с 9 лет. Поэтому информацию и обучение для младшеклассника лучше проводить при помощи образов, творчества, положительного эмоционального подкрепления, ритма и движения. Иногда разучивание стихотворения проходит легко и весело, если ребёнок двигается или отстукивает ритм этого стихотворения. Помним, что в этом возрасте хорошо развита внешняя речь, и переход на внутреннюю и письменную начнется чуть позже, поэтому при выполнении домашней работы разрешаем проговаривать алгоритмы действий или того, что ребёнок пишет. И, конечно, как можно больше сами читайте ребёнку вслух, учите его пересказывать прочитанное (задавая ему опорную схему вопросами) и рассуждать.

Помните, что лучше всего человек функционирует, когда у него всё «включено в работу», то есть активизированы межполушарные связи. А именно это активно происходит в возрасте с 7 до 14 лет. И этого можно добиться, только включая в работу обе стороны тела, так как сигналы от правой стороны идут в левое полушарие, а сигналы от левой стороны – в правое. Мы вспоминаем про это чаще всего, когда дело касается глаз: «Сиди прямо, не наклоняй голову, когда читаешь» Но ведь и с ушами история та же. Вот почему важно пересаживать детей в классе, да и дома с детства читать книжки, усаживая ребёнка то с одной, то с другой стороны от себя. То же самое и с ногой, и с рукой – особенно в том, что касается крупной моторики. Бросил мяч правой рукой – брось теперь левой. Пнул левой ногой – пни правой. А мелкую моторику обеих рук хорошо развивают игра на музыкальных инструментах, вязание, плетение макраме. И, конечно, не забывайте о перекрёстных упражнениях, которые помогают выстроить межполушарное взаимодействие.

Наш журнал постоянно знакомит вас с инструментами самопомощи и развития. Смотрите рубрики «Гимнастика мозга», «Свободные движения», «Движущая сила». В последующих материалах мы решили свести эти знания в некую единую схему самопомощи и помощи нашим детям в конкретных жизненных и учебных ситуациях: сдача экзаменов, работа за компьютером, помощь в написании сочинения и т. д. Так что до встречи в следующих статьях!

Если ребёнок…

визуал

Если ведущая модальность визуальная, то для такого человека лучше усваивать информацию, сопровождаемую иллюстрированием схемами, картинками, диаграммами, таблицами, выделением цветом важных моментов содержания. И, конечно, им легче воспринимать материал, читая с листа, нежели слушая лекцию. Такому ученику важно разрешить иметь листок, на котором он может чертить, писать важные для себя слова, кодировать лекционный материал. При этом важно позаботиться об освещённости рабочего места: в сумерках у них снижается работоспособность.
Используйте слова обращения к визуалам: видеть, смотреть, сфокусироваться, наблюдать, ракурс, перспектива…

аудиал

Информация будет лучше усваиваться при устном объяснении учителя или самостоятельной работе в лингафонном кабинете. Но эти люди будут чутко реагировать на «шумовое загрязнение»: например, если за спиной кто-то бубнит или во время выполнения уроков на продлёнке идёт посторонний гул. При этом дома они могут подбирать музыку и успешно делать домашнее задание, а в трудных случаях сами начинают проговаривать вслух задания – и в этом случае постарайтесь не делать ребёнку замечаний. И, конечно, используйте собственные голосовые вариации по высоте, интонированию, паузам в общении с аудиалом.
Слова для пристройки к аудиалам: слышать, объяснять, согласовывать, звучать. .

кинестетик

Для кинестетиков усвоение материала лучше происходит при сопровождении этого практической работой, лепкой, выполнением иллюстраций, запоминанием в движении. Для таких детей помехами могут служить тесная обувь, тугой воротник рубашки, раздражающий материал одежды или температурный режим воздуха. Они очень чувствительны к этим аспектам бытия. А для привлечения внимания кинестетикам важны прикосновения, жесты, т. к. они обучаются с опорой на мышечную память.
Слова-ключики к этим детям: ощущать, чувствовать, прикасаться, дотрагиваться.