На что вы готовы ради уроков?

На что вы готовы ради уроков?
«Всё! Ухожу с работы – или нас выгонят из школы!» Эта фраза, к сожалению, звучит всё чаще на консультациях у психологов. Говорят её обычно мамы учеников младших классов. Что же происходит? Что заставляет мам идти на такую жертву?

Светлана, мама второклассницы Тани, рассказывает: дочку хотели устроить в лучшую школу района. Ходили 2 года на подготовку, призвали бабушку для помощи с домашними заданиями. Таню приняли, и учиться стало трудно почти сразу: усложнённая программа, требования высокие, а Таня, когда требуется спешить, наоборот, замедляется… Уроков задают много, об этом предупреждают родителей сразу, многие задания рассчитаны на помощь взрослых. Со 2-го класса начался кошмар: оценки, требования жёстче. Таня дни напролёт делает уроки, приходит из школы и по 4–5 часов сидит за столом, с трудом сосредотачивается, всё время отвлекается и может что-то делать, только если сидеть рядом с ней. У бабушки терпение лопнуло, и от уроков она устранилась. Маму вызывают в школу и настоятельно рекомендуют включиться в учебный процесс: в классе снижаются показатели успеваемости из-за Таниных оценок. Мама чувствует себя меж двух огней. И Таню жалко, ведь девочка и поиграть хочет, и погулять, а тут – одни уроки. И школу терять не хочется.
Что же делать? Тут приходит отчаянная мысль: «Видимо, нужно уйти с работы и помогать дочке – иначе выгонят из школы».

Пришла Светлана именно с этим вопросом: уходить ли ей с работы, так как из домашних никто больше не хочет заниматься с Таней? Другого выхода она не видит. Спрашиваю: «А когда в выходные с Таней занимаетесь, что чувствуете?» – «Раздражение, конечно: целыми днями сидим за уроками!» – «Представьте, что Вы уйдёте с работы и будете целыми днями этим заниматься. И чего Вы тогда будете ожидать от своей девочки, как будете относиться к её неудачам?»

Награди меня

Уход с работы ради школы – это жертва, за которую родитель ждёт вознаграждения в виде отличной успеваемости. Кому нужна эта жертва? Начинаем разбираться. Оказывается, работа Светлану давно не устраивает, но менять страшно. А тут как раз и дочка требует внимания, и школа призывает родителей учиться вместе с детьми. Постепенно мама начинает признавать, что её уход с работы и дочкина школа – это разные темы. Когда родители посвящают всё свободное время деланию уроков с детьми, это, к сожалению, часто приводит к тому, что детям кажется, будто учатся они для родителей, а не для себя. Ведь родители столько времени и внимания уделяют именно урокам! А потом ещё и гневаются, оттого что, пойдя на такие жертвы, не получают ожидаемых результатов. Но в первую очередь учёба – часть жизни ребёнка, а не мамы с папой…

Если школьник не справляется с программой – это не причина для его мамы уходить с работы. Нужно внимательно разобраться, в чём истоки трудностей в обучении. Связано ли это с особенностями ребёнка, со сложной программой в школе, с завышенными ожиданиями семьи от школьника в отношении учёбы? А бывает ведь и так, что ребёнок волнуется за близких, жертвуя своей учёбой и интересами. Причиной бывает и трудность самой мамы в собственной социализации, и тогда она погружается полностью в жизнь ребёнка. Поэтому и вопрос звучит часто не про него, а про «нас»: «Что нам делать, нас выгоняют из школы!»

Я должна, ты должен, он должен…

Галина привела на приём сына Серёжу, третьеклассника. С его отцом она в разводе 5 лет. Уже уволилась с работы. Полностью посвятила себя жизни сына. Домашние задания делают добросовестно. Оценки лучше стали, но учителя всё равно жалуются, что в школе никакого интереса к занятиям, на уроках мальчик не проявляет инициативу, не успевает. Мама в отчаянии и раздражении, не знает, что ещё предпринять: «Не могу же я на уроках в школе сидеть с ним!» В ходе консультаций выясняется: Галина очень расстроена, ей трудно принять, что её усилия не оправдались, и нужно решать вопрос совсем иначе. А Сергей мечтает стать футболистом, и папа готов поддержать его в этом. Мама же против. Здесь уже её отношения борьбы с бывшим мужем. «Футболистом? Ни за что! И так все вокруг говорят о его способностях в спорте. Я вот хотела стать художником, но решила, что семья мне дороже, выбрала профессию в сфере экономики, работу не люблю, а что делать? Зато не так трудно было уходить с работы. А была бы любимая работа, как бы я ушла? И тогда бы Серёжу выгнали из школы. Пусть сначала аттестат получит, институт окончит, а потом делает, что хочет!» К сожалению, в жизни так не получается… Да и учёба тогда воспринимается как каторга и вызывает протест. И жизнь свою ребёнок начинает воспринимать как каторгу. Возникает вопрос – для кого школа, для чего? Галина сама увидела, что у неё на первом плане – борьба с бывшим мужем за то, кто главный, страх потерять авторитет у сына, особенно после развода. Да ещё и работа нелюбимая…

Прошло три года. Галина пошла учиться: бывший муж согласился её в этом поддержать и больше внимания стал уделять сыну. С этим Галине пришлось согласиться. Да и гимназический класс пришлось сменить на обычный. С учёбой стало полегче, сын много занимается футболом, стал крепче, радостнее. Галина учится на художника-реставратора, у неё появился в жизни свой интерес.

***

Если родители полностью жертвуют всем ради детей, дети чувствуют себя обязанными и тоже жертвуют своими интересами – получается мучение для всех. Возможность родителям жить полной, интересной жизнью даёт опору детям. На таком примере они могут научиться самостоятельности и ответственности за свою жизнь. Это ведь и есть наша родительская задача. Можно ли её решить, уйдя с работы? Похоже, что нет.