Слово, которое калечит…

«…самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его (человека — Т.Ч.) неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку…»

М.М. Пришвин

Язык был дорог Пушкину, как сад.
Некрасов был певцом и гражданином…
А мы на волю выпустили мат,
И он, как зверь, гуляет по равнинам.
Тот зверь страшнее бешеных собак,
Грозней грозы,
Чума,
Исчадье ада.
Он — первый знак к началу новых драк,
Крутых расправ, не знающих пощады.

Василий Катанов, «Нашествие»

Сквернословие, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, — это речь, наполненная скверными, непристойными словами. Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию общества, в котором дискредитированы главные моральные ценности — любовь, красота и добро.

Если сравнить родную речь с мощным водным потоком, то сквернословие — это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи. Учёные-лингвисты считают, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами. В древнерусских летописях употребление матерной речи рассматривалось как черта поведения человека, одержимого бесами… А устное народное творчество, в частности, пословицы и поговорки русского народа, отражает негативное отношение наших предков к тем, кто употреблял в своей речи непристойные слова.

Долг языка — говорить добро.
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Парень ражий, а язык-то вражий.
Не в том сила, чтобы города брать, а в том сила, чтоб с языком совладать.
Все беды человека от его языка.
К сквернословцу всякая порча липнет.
Мерзость сквернословца — на голову его.
(Пословицы и поговорки русского народа / Сост. В.И. Даль. — М.: Эксмо, 006)

Почему вообще люди бранятся?

Существует мнение, что крепкие выражения — это признак мужества и силы. Люди, не уверенные в себе, пытаются компенсировать неуверенность обилием грубых слов.

Человек часто прибегает к нецензурной лексике в стрессовых ситуациях. Стресс и мат — понятия взаимосвязанные. Однако человек высокой внутренней культуры никогда не будет искать оправдания употреблению ненормативной лексики. Когда академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва спросили, приходилось ли ему прибегать к ненормативной лексике в крайних ситуациях, например, в лагере (как известно, в 1928-1932 годах Д.С. Лихачёв был репрессирован), он ответил: «Нет. Я просто не мог материться. Если бы я даже решил про себя, ничего бы не вышло».

Самая распространённая причина употребления нецензурных слов — это убогость мышления и языка. Примитивные мысли, нищенский словарный запас делают затруднительной убедительную и доходчивую речь, и человек использует «для связки слов» нецензурные выражения.

Как утверждают специалисты, часто использующий ненормативную лексику человек имеет отклонения в области психического здоровья. Кроме того, считают учёные, постоянное употребление матерных слов — это угроза здоровью не только психическому, но и физическому. Употребление матерных слов ведёт к стойким гормональным нарушениям работы организма. По данным эксперимента, проведённого в российском Институте квантовой генетики, учёные пришли к следующему выводу: при постоянном употреблении нецензурных слов в организме человека вырабатывается «отрицательная программа», которая со временем видоизменяет структуру молекул ДНК, и это передаётся его потомкам. Бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит не только себе, но и своему потомству.

Как же избавиться от дурной привычки сквернословить?

  1. Не говорить нецензурных слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной», нужно руководствоваться принципом: «Пусть все говорят, а я не буду!» Мы можем и должны руководить собственной речью, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Настоящий контроль — это контроль изнутри.
  2. Не использовать сквернословие как способ психологической разрядки. Расслабляться — совсем не значит употреблять алкоголь, заниматься распутством, сквернословить, тем самым опустошая свою душу и тело. Есть большой спектр прекрасных возможностей снять психологическое напряжение: позитивные книги и музыка, рукоделие, коллекционирование, фитнес, спорт.
  3. Пресекать сквернословие других, делать замечания тем, кто матерится, особенно детям и подросткам. Если общественный протест будет массовым, кто-нибудь из сквернословов в конце концов задумается об аморальности своего речевого выражения.
  4. Никогда не отвечать на нецензурную брань тем же, нужно быть выше бранящегося, не «опускаться» до его уровня, нужно постараться найти для достойного ответа достойные слова, которые, кстати, могут оказаться даже более убедительными (писатель Стефан Цвейг описывал случай, когда Наполеон в присутствии всех придворных накричал на министра иностранных дел Талейрана, бросая ему в лицо самые низкие ругательства. В ответ выдающийся дипломат сказал всего одну фразу, которая оказалась сильнее всех тирад Наполеона: «Как жаль, что такой великий человек так дурно воспитан»).
  5. Просить прощения, если случайно с языка сорвалось бранное слово.
  6. Тренироваться в вежливой и красивой литературной речи. Для этого читать хорошую, высоконравственную литературу, которую, при желании, всегда можно найти или самому, или по совету людей, кто в этом разбирается профессионально, например, библиотекарей.
  7. Быть разборчивым в выборе друзей.
Предложите своим читателям принять участие в выставке детского литературного творчества «Великий русский язык», посвящённого борьбе с ненормативной лексикой; конкурсе слоганов, отражающих тему борьбы со сквернословием.

Литература:

  • Кудашова, Т. Чем опасна ненормативная лексика / Т. Кудашова //Воспитание школьников. — 2009. — № 1. — С. 66-69.
  • Нечай, Н. Н. Ненормативная лексика — болезнь нашего языка : материалы для беседы и библиографического обзора / Н. Н. Нечай //Зуева, Е. М. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Е. М. Зуева. — М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. — С. 189-196. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Прил. к ж-лу «Школьная библиотека». Сер. 1. Вып. 1-2).