Ты не догоняешь…

Скорость жизни подчиняет нас своему темпу, и мы, взрослые, научились идти с ней в ногу, несмотря на то, что иногда хочется замедлиться, а ещё лучше – хоть на минутку остановиться. Но как к современным скоростям адаптируются наши дети? Все ли они выдерживают этот изнурительный бег? Конечно, нет. И к тем, кто не выдерживает, часто приклеивается ярлык: «копуша», «сонная тетеря» и, наконец, самое обидное – «тормоз». И мы, родители, иногда сами еле сдерживаемся, чтобы не обозвать несговорчивое дитя как-нибудь обидно, когда наши понукания и подгоняния не действуют. Некоторые опускают руки и говорят, что от природы такой, некоторые именуют школьника лентяем и создают ему немыслимые условия, где минута передышки карается расстрелом, но это ещё больше загоняет в тупик. Есть ли выход?
Да, есть. Но надо понимать: есть дети, тип нервной системы которых можно отнести по силе и скорости реакции к слабому. Им действительно нужно больше времени на восприятие и обработку информации, а также на любое ответное действие. А если при этом родители энергичные и динамичные, то постоянное несоответствие темпа, претензии к ребёнку и его искусственное ускорение приводят к прямо противоположному результату: ребёнок замыкается и начинает «зависать». Возможна ли «перезагрузка»? Да, особенно если медлительность обусловлена ведущим полушарием головного мозга, а также ведущими рукой, ногой, глазом и ухом. Ибо «зависание» происходит в стрессовые для ребёнка моменты. Впрочем, даже если причина медлительности – просто слабый тип нервной системы (а он – такая же норма, как сильный тип, и у него есть свои преимущества), то стрессовая составляющая только усугубляет происходящее.
Напомним, что при стрессе ведущую роль берёт на себя доминирующее полушарие и доминирующие органы.

Ваш ребёнок не умеет торопиться, если у него:

Полушарие, глаз, ухо, нога правые, рука левая

Вне стресса поведение мало отличается от обычного: ребёнок легко связывает аудиальные и визуальные детали информации в логическую последовательность как устно, так и письменно, окрашивает свой рассказ эмоционально. Он достаточно легко выстраивает общение, его движения плавные, но при этом выразительные. Более того, дети с таким профилем более эффективно и всесторонне обрабатывают поступающую информацию. В спокойном состоянии они умеют мыслить нешаблонно и даже аргументированно защищать свои мысли. При решении проблем предпочитают метафоры, примеры и ассоциации, а также любят побыть в тишине и в одиночестве. Такой ребёнок может сразу не понять, что от него требуется, особенно если требования к нему или информация новые, но если спокойно и без осуждения дать ему время на «подумать», то договориться о чём бы то ни было легко.
Под стрессом испытывает большие трудности, потому что нет доступа к своему доминирующему полушарию от органов чувств и он закрыт для получения информации. Единственный орган, посылающий сигнал в доминирующее полушарие, – это рука. В стрессовой ситуации такой ребёнок начинает «выпадать», а проверки на скорость чтения, быстрая диктовка, необходимость мгновенного реагирования во время устного счёта на уроках – т. е. увеличение темпа нагрузки, – только усугубляют стрессовую реакцию. Особенно это закрепляется, когда нет поддержки от родителей, а друзей в классе невозможно завести, ибо идти «в ногу» с ними ребёнок не успевает.

Полушарие, глаз, ухо, рука, нога левые

Вне стресса может быть эмоционально и физически выразителен (хотя движения, скорее, планирует, то есть думает перед тем, как начать двигаться), легко получает доступ к функциям как левого, так и правого полушария. Несмотря на то, что такой ребёнок обычно предпочитает хорошо структурированное обучение, порядок и последовательность в изложении информации, в спокойном состоянии он может мыслить яркими образами, обобщать информацию в виде метафор.
Под стрессом: левополушарным ученикам изначально необходимо больше времени, для того чтобы обработать и выдать информацию последовательно и линейно, а в нашем случае, когда все сенсорно-моторные органы находятся на стороне ведущего полушария, время на обдумывание и подготовку в разы увеличивается. При этом обучение будет идти лучше без внешней сенсорной стимуляции. Этим ученикам нужно тихо посидеть в одиночестве, чтобы всё разложить по полочкам и достать с них нужные сведения в нужное время. Поскольку левый глаз сканирует пространство справа налево, могут быть трудности с чтением и с чистописанием, а также проблемы с зеркальным письмом. Так как доминирующая левая рука связана с правым полушарием, ребёнку может понадобиться движение или прикосновение для того, чтобы организовать и выразить информацию.

Как помочь медлительным детям?

Давать время на обдумывание в одиночестве – поэтому лучше посадить такого ученика за парту одного. Чтобы вызов к доске не был стрессом, заранее предупреждать об этом, например: «Сейчас отвечает Сидоров, а Иванов готовится отвечать про природные ресурсы», – т. е. законно даём человеку время на подготовку связного ответа у доски. Для усвоения информации и связных устных ответов можно дать медлительному ребёнку в руки пластилин или позволить рисовать во время объяснения материала.

Упражнения «Гимнастики мозга» для снятия стресса:

«Крюки Деннисона», «Позитивные точки». Включающие органы восприятия: «Двойные рисунки» и «Ленивая восьмёрка», «Думательный колпак», «Энергетическая зевота», а также перекрёстные движения и действия двумя руками сразу – вязание, игра на пианино, барабане.
А мы, взрослые, заботимся и помогаем:
  • заранее планируем время совместных походов, утренних подъёмов, учитывая, что ребёнку его может понадобиться больше, чем нам кажется;
  • не подгоняем ежеминутно, это приводит к ещё большему стрессу;
  • хвалим за достоинства (научиться самим их видеть!);
  • не приводим в пример других более «быстрых» детей;
  • в начальной школе по возможности определяем ребёнка к учителю более спокойному и гибкому в методах обучения;
  • совместно вырабатываем распорядок дня и в случае изменений сообщаем ребёнку заранее, чтобы у него было время на адаптацию.