Скажи мне, кто…

№ 10, 2006
Рубрика: Эмоции
Скажи мне, кто…

Скажи мне кто Когда до Москвы дошли первые хиты певицы Ш., родители Светы были еще подростками. Их нельзя было назвать «фанатами», но они не пропускали записей Ш., когда те сами шли в руки. Они не рвались просмотреть все фильмы с ее участием, но не без любопытства следили за тем, как скандальная рок-дива, снявшаяся в клипе, который до сих пор не разрешают транслировать по МТV, вышла на подмостки бродвейского мюзикла и получила самую престижную музыкальную премию года. Как она стала голливудской киноактрисой, и ей присудили «Оскара» за лучшее исполнение женской роли. Как вдруг на годы ушла из досягаемости прессы, а потом снова появилась в концертных залах, «более соблазнительна, чем ее 25летняя дочь». Как занялась благотворительностью, жертвуя на нее значительные суммы.

Биография Ш. для шоу-бизнеса скорее стандартна, чем уникальна. Но там, где родители только любопытствовали и иронизировали, Света натолкнулась на идеалы, как «Титаник» на айсберг. В Ш. она увидела все, чего требовало ее подростковое смятение. От жизни она хотела только личной встречи с певицей. И судьба откликнулась на ее мольбу.

Ш. объявила, что, достигнув 50 лет, отправится в прощальную гастроль по всему миру. Два концерта планировались в Москве и еще один – в Санкт-Петербурге. Как доставались билеты в Кремлевский дворец съездов и во что это обошлось, в семье и в расчет брать не стали. Света была откровенно счастлива. Такой ее видели впервые в жизни. И отец, бизнесмен средней руки, без звука отпустил ее в Петербург вслед за певицей. Вернувшись, она сказала, что сумела добиться личной встречи с Ш. И та не только подарила ей фото с автографом, но и пригласила на свой концерт в Нью-Йорке.

Московская школьница была на грани счастья и отчаяния, и у отца не осталось выбора. Деньги на поездку были изысканы. И Света вместе с еще тремя осчастливленными российскими девчонками полетела в Америку. Все обошлось вполне благополучно. Девочек встретили, разместили в приличной гостинице. Питание, переезды, билеты в концертный зал – за счет Ш. Надо полагать, что рок-звезда осталась довольна рекламным эффектом своей акции: газеты много писали о русских «группи» (так называют фанатов, повсюду ездящих за своим кумиром, словно группа поддержки). Она пригласила девчонок и дальше сопровождать ее в гастрольной поездке. Но уже по Австралии.

Снова у отца не оказалось выбора. Хотя теперь пришлось все подсчитывать до копейки. В конце концов он продал свой второй автомобиль, который называли «семейным». И дочка отправилась вдогонку за Ш. на Зеленый континент. Повторилось все. Не хуже, и не лучше. И на том закончилось. Может, потому, что пришла для Светы пора окончания школы, выбора профессии и поступления в институт. Может, потому, что у семьи не осталось свободных средств. А может, потому, что Ш. надоели «русские группи».

Не стану оценивать действия ни Светы, ни родителей, ни рок-звезды. Что было, то было. Что будет, вряд ли изменишь. Да и как судить? Это в полном смысле их частное дело. Но впечатляет сама по себе сила притяжения «звезды», даже если измерить ее в рублях.

Не сотвори себе… фетиш

Не секрет, что шоу-бизнес заботится о поддержании собственного авторитета: непрерьвно подводит итоги хит-парадов, организует нелепые премии типа «Гремми», «Овация» или «Серебряная калоша», присуждает романтические звания типа «Живая легенда», добивается государственных наград и средневековых титулов пэров и леди для своих представителей. Но сама по себе рекламная звездопляска малопонятна. Фанаты выражаются откровеннее и точнее.

Например, в Америке поп-звезду называют «идолом». И тут есть тонкость, которую следует учитывать. Для наивного первобытного фетишиста деревянный истукан или каменная баба были не символом и не иконой, а Богом собственной персоной. Одним своим видом идол мог привести древнего охотника в экстаз, восстанавливающий спокойствие души, зоркость глаза и твердость руки. Современный человек, даже подросток, конечно, далек от такой наивности.

Но тем больнее ему, когда мечты не сбываются, притязания отвергаются, друзья предают, дела не клеятся. А поп-звезда одним своим видом снимает любой раздрай чувств, мол: «Что вытворяю, а знаменита и богата!»

Тут не банальный пример для подражания. Тут встреча с идеалом, присоединение к существу высшего порядка, вместе с которым будешь счастлив, удачлив и во всем прав. И современный, может быть, даже атеистический подросток погружается в мистический фетишизм.

Но вот в чем разница. Каменная баба нема и неподвижна. Она только фокусирует идущие изнутри человека импульсы. Ведь первобытный фетишизм был, в сущности, внутренним механизмом концентрации собственных психических сил, способом самоорганизации личности.

А поп-звезда поет и пляшет. Она агрессивно навязывает зрителям свои чувства и мысли, свой образ жизни. Это духовное насилие, потому что излюбленные позы и костюмы, жесты и интонации шоуменов воздействуют на подсознание. Повторяющиеся, словно на испорченном граммофоне, вскрики-заклинания типа: «Нас не догонят! Нас не догонят!»; «Ты бросил меня! Ты бросил меня!»; «Будь или не будь! Будь или не будь!» и тому подобное –провоцируют эхолалию – автоматическое повторение услышанных слов (как при аутизме); затверживание (как на ранних этапах усвоения языка младенцем) речемыслительных стереотипов, сращение рефлекторных действий со словами-командами (как окрик стражи или слоган рекламы), а потому агрессивные самооправдания шоу-бизнеса: «Не нравится – не смотри! или «Не любишь – не слушай!» – злостный обман. Не дают поп-звезды сделать сознательный выбор: сначала «жмут» на безусловные рефлексы, потом – на возникшую зависимость.

Допускаю, что многим взрослым некоторая доля фетишизма в массовой культуре нужна, как процент алкоголя в пиве. Без этого не получается ни развлечься, ни расслабиться. Но дети в сфере шоу-бизнеса – совсем другое дело. Даже виртуальное поклонение кумиру нередко приводит к тому, что так и не случается в их жизни ни настоящей первой любви, ни взаимной беззаветной дружбы.

От кумиров к сверстникам

Пусть у вашего ребенка будет любимый герой. Это ему очень нужно для полноценного развития личности, для выбора жизненной цели, для подражания, наконец. Но лучше, если между ним и звездой будет дистанция.

Контактировать, дружить и конкурировать разумнее всего со сверстниками. Только им дано повлиять на отношение вашего ребенка к своему кумиру. Мнение взрослых, особенно родителей, он, скорее всего, отвергнет как предвзятое, неправильное и нечестное. И будет упорствовать, пока его не спросят те, с кем ему хочется дружить: «Скажи мне, кто твой кумир, и я пойму, чего можно ожидать от тебя самого».

Полное освобождение от «звездной» зависимости начнется в тот момент, когда подросток добьется успеха в сфере, которую его сверстники считают престижной: в спорте, творчестве, практических умениях. Почувствовав искреннюю заинтересованность друзей, он станет более критично относиться к своему кумиру.

Но что же в таком случае требуется от родителей?

Во-первых, понимание. Фанатами не рождаются. Чаще всего ими становятся дети, ощущающие свои недюжинные способности, но не встречающие признания. От кумира они ждут авторитетного признания своих достоинств, если хотите, благословения, и слияния с его силой и славой.

Поэтому нужно попытаться распознать способности и таланты ребенка. При их свободном и ускоренном развитии все остальные проблемы обычно решаются сами собой. Это непростое дело. Возможно, потребуется помощь специалистов. Для начала можно обратиться к школьному психологу.

Во-вторых, умение ненавязчиво, но резко исключить на время всякое воздействие кумира на ребенка и любые контакты с другими фанатами. Например, уехать на каникулы в поход на лыжах или на байдарках, где будет тяжелый рюкзак, обязанности кострового или судомойки, туристское братство, совсем другие песни под гитару и, может быть, появятся друзья тоже совсем другого склада. Или поехать к морю в такое место, где на дискотеках в моде совсем другие музыканты, а имя кумира вызывает только недоумение…

В-третьих, активность в поиске секций, кружков, студий, где можно заниматься престижными вещами и где уважают за талант и мастерство, а не за дурацкую приближенность к кумиру. Может быть, целесообразно даже пригласить на дом хорошего тренера или учителя, к примеру, дизайна или иностранного языка, чтобы умелость ребенка приближалась к профессиональному уровню. И это будут эффективные инвестиции в ребенка, а не бросовые траты на погоню за кумирами.

В-четвертых, и это, может быть, самое главное: нужно постоянно расширять круг общения семьи, собирая в одну компанию детей и взрослых, которые вместе ходят в музеи, на концерты, выставки и презентации и говорят об этом горячо и много.