Превосходство

Превосходство

С каким удовольствием, когда нам что-то удается, мы восклицаем: «Превосходно!» Это высшая степень похвалы по отношению к выполненному делу. Конечно, справившись с реальным делом успешно, возможно, лучше всех, и получив положительное подкрепление от окружающих – заметили, выделили, – согласитесь, самое время гордиться достигнутым. Еще бы! Я смог, сделал лучше, чем раньше, ух, как здорово получилось!

И с расправленными от гордости крыльями за спиной отправиться на новые подвиги. Но это не отменяет и не заменяет дружеского футбольного матча с одноклассниками, обсуждений до хрипоты просмотренных вместе фильмов, совместных презентационных проектов. Несмотря на то, что какие-то вещи мне удаются превосходно и я горжусь собой, я сотрудничаю с друзьями, одноклассниками, мы – вместе… Но назвать это чувством превосходства, конечно, нельзя. А что мы так называем?

Возвыситься, чтобы не упасть

Для начала определимся в понятиях. Чувства такого нет, но есть комплекс превосходства: соединение ощущения себя и представления о себе как о человеке, который лучше других и обладает правом первенства и привилегий. Этот комплекс требует постоянного подтверждения: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

Не зря считается, что обратная сторона комплекса превосходства – комплекс неполноценности. Я в чем-то неуверен и поэтому, чтобы не показать, не выразить эту неуверенность, начинаю раздуваться, демонстрируя, что могу быть лучше, чем другие. Такого человека легко можно выделить по позе и жестам: слишком прямая спина (надо же и реально казаться выше других), взгляд свысока, излишняя подчеркнутость жестов, зачастую немногословность и снисходительное отношение к другим. Для большей демонстрации своей «значимости» в ход идут не реальные достижения и дела, а предметы: принес в школу новый айфон, небрежно достал его на перемене, и, тыкая по экрану, что-то цежу сквозь зубы.

Надо ли быть самым лучшим?

Но не всегда бывает именно так. Воспитывая детей, мы истинно верим, что они у нас самые хорошие, самые умные, самые особенные. А если к этой вере добавляем внимание к развитию ребенка, уделяем много времени занятиям с ним, да и способности у ребенка от рождения высокие, то растет наш малыш в постоянно поощряемой среде интеллектуального развития. Он у нас особенный. И с этим ореолом особенности, выделенности он идет в школу, и мы не стесняемся сообщать ему про это, ведь время серости закончилось, важна индивидуальность! И вот здесь засада. С заданиями справляется лучше всех, всюду первый. Только почему-то никак не складываются отношения с одноклассниками, при всех его сверхдостоинствах он – чужой. И приходят родители с запросом: научите ребенка общаться со сверстниками. А ребенок в растерянности: от родителей посыл, что он умнее и лучше других, он видит реальные подтверждения этому в школе, но при этом засасывающая пустота, которая в более старшем возрасте приводит к отдалению человека от общественной жизни, усугубляя возникающее со временем депрессивное состояние. Ведь человеку очень важно быть кому-то нужным, в детстве и юности это особо важные моменты, а в референтную группу уже входят сверстники, а не родители. И шаг за шагом начинаешь работать с ребенком на эмпатию, защищенность, умение сотрудничать с другими.
Если вы видите, что у ребенка начинает проявляться комплекс превосходства, как можно ему помочь?

  1. Разберитесь, что такое это превосходство: не защита ли от неуверенности в себе? Может, чересчур много давления в семье (не слишком ли безапелляционно и категорично вы общаетесь?), и, чтобы его каким-то образом нивелировать, ребенок начинает чувствовать превосходство хоть над кем-то вне семьи? Нужно работать над уверенностью, защищенностью ребенка, убирать оценочные суждения. Заменить оценочность на высказывания в стиле «Мне кажется, что…», «По-моему, это надо делать вот так…», интересоваться, что по этому поводу думает ребенок.
  2. Если упущена фаза сотрудничества, самое время это восполнить. Расспрашивайте о других: что они умеют из того, что умеешь ты, что умеют другое, что вы можете вместе. Проявляйте неподдельный интерес к другим. Учите сопереживать больной лапке собачки Катьки Ивановой с третьей парты. Отмечайте при этом, какое потрясающее качество – так относиться к животным, чтобы срываться с уроков, бежать к ветеринару, делать дома собаке уколы. Говорите с ребенком, что умеют другие такого, чего не умеет он, и поэтому они очень интересны. Придумывайте совместные проекты, которыми ребенок может поделиться с одноклассниками. Приглашайте их в гости!
  3. Если на каком-то этапе ребенок сообщает, что задачники за этот год решены и он теперь имеет право ничего не делать и свысока относиться к тем, кто плетется в самом хвосте, – самое время расширять горизонты. Объяснять , что выполненное задание – не самоцель и не сверхценность. Напомнить, в конце концов, о том, что жил когда-то мудрец по имени Сократ, который не уставал говорить: «Я знаю, что ничего не знаю».