Беспомощность

Беспомощность
В отличие от любого другого живого существа, человеческий детеныш беспомощным приходит в этот мир и остается таким максимально долго. Это так называемая физиологическая беспомощность. Таким образом мы расплачиваемся за прямохождение – новорожденный не может не то что ходить, он в первые дни совершает только хаотичные рефлекторные движения, которые обеспечивают ему выживание. Внашем обыденном сознании беспомощность связывается не только с ситуациями самозащиты, сохранения своей жизни и здоровья. Если взглянуть на беспомощность чуть шире, мы увидим: каждый в своем развитии неизбежно должен столкнуться с беспомощностью на каждом новом этапе, чтобы ее преодолеть и научиться чему-нибудь новому. Ведь ребенок, учащийся держать ложку в руках, осваивающий основы правописания, решающий трудную задачу, стакивающийся с трудностями в человеческих отношениях, тоже в каком-то смысле беспомощен.
И в том, как он справляется с повседневной беспомощностью, очень важна позиция родителя.

Сила в слабости

Третьеклассник Никита – умный и толковый мальчик. Он всё время что-то изобретает, придумывает, чувствителен к другим – и взрослым, и детям. Но все время он чего-то боится или опасается. Мама жалуется, что он очень болезненный, плохо устанавливает контакт с детьми и вообще плохо переносит шум, подвижные игры. Достаточно простого перевозбуждения, легкого волнения, чтобы он заболел.
Оказалось, двухмесячным младенцем Никита лежал в больнице. Маму не пустили в инфекционное отделение, и малыш две недели был один. Он сам об этом ничего не помнил, а мама ничего ему не рассказывала.
Когда его привезли из больницы, он был очень тихим и испуганным. Потом всё будто бы забылось. Теперь мы вместе с мамой вспомнили, как Никита болел, а мама, оказывается, и сама в детстве попадала в больницу, правда, уже трехлетней, и ее маму тоже к ней не пускали… Мама и сын вместе рисовали – страх болезни, беспомощность, врачей, больничную палату. И для Никиты то, что он совсем крошкой справился с таким опытом, оказалось большой поддержкой. Он стал гордиться собой, чувствовать себя сильнее и увереннее. Почти половина его недомоганий исчезла, а постепенно он и с ребятами стал ладить намного лучше.

Беречь или укреплять?

Конечно, в этой истории не всё так просто. Но нам как родителям детей, оказавшимся в ситуации беспомощности, связанной с болезнью, важно помнить: надо сделать всё возможное, чтобы ребенок не оказался один на один со своими переживаниями. А если всё же он перенес этот стресс без поддержки и помощи, лучше не замалчивать этот опыт, а поговорить о ситуации так, чтобы вернуть ребенку уверенность в своих силах. Очень важен и позитивный, воодушевляющий пример из жизни тех людей, кто был в подобной ситуации и справился. Или преодолел еще более тяжелые обстоятельства жизни.
Особенно важно сказать и о беспомощности кратковременной, как при обмороке, эпилептическом припадке. Если такое с ребенком случается – надо не оберегать его от столк-
новения с этими ситуациями, а учить оптимальным образом справляться с ними. Конечно, тревога родителей за ребенка с эпилепсией вполне понятна. Но если всей семьей заботиться, как бы чего не вышло – это лишь усиливает инфантильность ребенка по отношению к болезни, по существу не решая вопроса – как сделать жизнь с такой болезнью безопаснее. Конечно, здесь требуется учитывать и возраст ребенка, и особенности его заболевания, но правильное распределение ответственности между родителями и детьми перед неизбежной кратковременной беспомощностью помогает найти лучшее решение.
Гиперопека родителей может приводить к тому, что у ребенка постепенно разовьется личностная беспомощность: в трудной ситуации вместо того, чтобы собраться и предпринять необходимые действия, он будет выказывать невозможность что-либо сделать. Если в этот момент родители будут брать всю ответственность на себя, то ребенок так и не получит опыта совладания с трудной ситуацией. Нередко этот механизм ложится в основу закрепления жестких дисфункциональных ролей в семье. На каждую жертву найдется свой благодетель, которому ничего не жаль для счастья и спокойствия своего дитяти, будь тому хоть три, хоть тридцать три года.

Ошибочка вышла

На приеме мама с дочкой 15 лет. Мама жалуется на частые истерики дочери, особенно когда что-то не получается, а времени исправить почти нет. Вчера пыталась распороть старое платье, чтобы сшить из него костюм к празднику, нечаянно испортила материал. Слезы, крик: «Я бездарность, ничего из меня не вый-дет!» После того как мама пообещала всё сделать сама, Варя успокоилась и потом сидела возле мамы, пока та строчила на машинке и шила наряд к празднику. «Почему стала делать всё вместо дочери? – с искренним удивлением переспрашивает мама. – Ну как я могу смотреть, когда Варенька так страдает. Конечно, она всему научится, она ведь у меня очень смышленая, рукодельная. Нельзя же, в самом деле, ребенку не помочь, у меня их не семеро по лавкам».
Оказалось, помочь можно, но совсем по-другому. Прежде всего осваиваем с Варей чудесное упражнение «ошибочка» – развели руки в сторону, склонили голову набок, виновато улыбнулись и сказали сами себе: «Ошибочка, однако». Потом обняли себя за плечи: «Я хорошая». Сделали серьезное лицо, энергичный жест правой рукой вперед: «Работаем!» Это помогает принять ситуацию и справиться с истерикой. А дальше учимся просить помощи у той же мамы, но такой, какая, на наш взгляд, необходима в этой ситуации. Как оказалась, Варе не нужно было, чтобы мама самоотверженно перешивала платье. Ее замыслы были гораздо скромнее, но зато они были ее собственными. А главное – выполнимыми.

Важно

  1. Понять, каков актуальный уровень развития ребенка, что он способен сделать сам, и дать возможность тренировать эти навыки.
  2. Помогать ребенку справляться с трудными для него заданиями, чтобы в дальнейшем он делал это самостоятельно.
  3. Предлагать ребенку делать что-то новое вместе, тем самым расширяя его зону ближайшего развития.