Cигнал тревоги

№ 3, 2006
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Валерий Астапов
Cигнал тревоги

Тревоге часто подвержены дети раннего школьного возраста. Ребенку сложно адаптироваться к школе, особенно, если он единственный в семье, не ходил в детский сад и дома ему уделялось очень много внимания. С родными первоклассник вел себя так, как хотелось, и получал похвалы за любой пустяк. Нарисовал картинку – «умница!», убрал игрушки – «какой молодец!». А в школе приходится подчиняться новым правилам и требованиям. Здесь его все время поправляют и одергивают: «Пиши аккуратно! Не вылезай за строчки! Сиди прямо! Не выкрикивай с места!» Здесь ему иногда ставят плохие оценки. Все это – факторы стресса, которые могут привести к фобии школы.

Когда моя дочь училась во втором классе, я заметил странную закономерность. Каждый четверг с ней случалась какая-нибудь неприятность, из-за которой приходилось пропускать школу: то живот заболит, то голова, то внезапная рвота. Я забеспокоился, а когда открыл дневник, все понял. По четвергам в их классе был математический диктант. Ученики должны были за короткое время устно выполнить несколько математических тестов и записать в тетрадях только ответы. Но все дети разные: кто-то решает быстро, кто-то медленно, а преподаватель этих тонкостей не учитывал. Поэтому те, кто не успевали вовремя, получали двойки, то есть попадали в ситуацию неуспеха. Так как диктант проводился регулярно, то «неуспешные» ребята с ужасом ждали нового испытания, с которым не могли справиться.

Моя дочь и не симулировала свои «приступы». Просто дети, в отличие от взрослых, не осознают тревогу, и часто она проявляется у них физически.

Очень легко определить состояние ребенка, например, на контрольной работе. Представьте себе такую ситуацию: учитель математики дает детям задание и выходит из класса. Ребята сидят и работают. Если в этот момент в класс войдет посторонний, отреагируют на него только неспокойные дети. Они всегда стараются просчитать ситуацию наперед, и появление нового человека будет для них значимым раздражителем.

Предрасположенность к тревожности как черта личности закладывается в раннем детстве. Самая частая причина детской тревоги – разлука с матерью. Например, когда мама очень занята на работе и не уделяет ребенку достаточно внимания. Американский психолог Эриксон говорил, что до года у ребенка формируется базовое доверие к миру. Если в это время за малышом нет достаточного ухода, если он надолго остается один, у него может сформироваться ощущение постоянной опасности, тревоги и страха.

Вообще страхи у детей – это нормальное, я бы даже сказал, физиологическое явление. Дошкольники и дети в начальных классах часто боятся темноты и одиночества. Этот страх естественный, и с возрастом он должен пройти.

Если же ребенок постоянно находится в напряжении и все время ждет неприятностей, если грызет ногти или карандаши, сосет палец, крутит волосы, это достаточный повод, чтобы показать его детскому психоневрологу. Врач выяснит, есть ли у школьника предрасположенности к неврозу, и определит, что послужило причиной тревоги. Возможно, у маленького человека произошли перемены в жизни, испортились отношения с учителем или он просто боится выходить к доске. У старших детей возникают другие, не менее сильные страхи. Ученики средних классов, сравнивая себя с ровесниками, боятся в чем-то быть хуже других. Они завидуют одноклассникам, которые носят модную одежду, говорят по «навороченным » мобильникам. Старшеклассники боятся не поступить в вуз, не оправдать надежды родителей, не занять того положения в обществе, которое хотели бы. Эти страхи естественными назвать нельзя – они порождаются социумом. Сильно влияет на ребенка состояние самих взрослых. Если мама и папа нервничают, если между родителями – разлад, то школьнику будет сложно учиться – мыслями он будет дома. Поэтому, чтобы помочь ребенку справиться с тревогой, родители должны найти пути решения своих проблем.