Инклюзивно-образовательная вертикаль

В последние годы становится все больше детей, имеющих проблемы со здоровьем. Наше общество проявляет заботу о детях-инвалидах, однако часто они оказываются один на один со своими проблемами, не могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать определенные места. Но ведь каждый ребенок, и больной и здоровый, должен чувствовать любовь, заботу и поддержку не только своих родных, но и окружающих людей, ведь эти дети, как и все остальные, имеют право на счастливую жизнь и на образование.

Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и другой Конвенции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью, – Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году.

Система образования города Москвы стремится к тому, чтобы каждый ребенок с особенностями развития имел возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную поддержку.

Одним из показателей интенсивности развития интегрированного обучения детей является вовлечение в систему общего образования детей с интеллектуальными нарушениями.

Наш детский сад №2328 компенсирующего вида, реализуя основные задачи Московского образования, принимает активное участие в этом перспективном педагогическом процессе. Наше учреждение уже 5-й год принимает детей с ограниченными возможностями здоровья и, в том числе, с синдромом Дауна. Работа с детьми – инвалидами требует специальной подготовки и переподготовки педагогов и воспитателей, повышение квалификации всех членов коллектива.

Педагогические работники на курсах повышения квалификации коррекционно-развивающего обучения в МИОО и МГПУ получили не только общее представление об основах специальной коррекционной педагогики и психологии, но и изучили закономерности и особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методики и технологии организации учебно-воспитательного и коррекционного процесса с этой категорией детей. Педагогический коллектив овладел педагогическими технологиями, обеспечивающими быструю адаптацию ребенка, на основе его индивидуальных особенностей, освоил технологии интенсивного обучения и повышения педагогической культуры родителей. Это помогает эффективно обеспечивать инклюзию и адаптацию ребенка в режим ДОУ.

Опыт работы с данной категорией детей позволил нашему дошкольному учреждению, включится в создание непрерывной инклюзивной образовательной вертикали «Служба ранней помощи — Детский сад – Школа».

Инклюзивно-образовательная вертикаль — построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и видов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи (с рождения до профессионального самоопределения).

Начальным уровнем инклюзивной вертикали мы выделяем период раннего детства.

В настоящее время в детском саду открыто подразделение Лекотека для детей, не посещающих обычные детские сады или воспитывающихся дома. Открытие Лекотеки позволило оказывать поддержку большему контингенту детей. Многие дети переходят из группы Лекотеки в группы полного дня нашего детского сада и в других учреждениях, приобретая важные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Многие родители приводят к нам своих детей, имея начальный опыт развития в центре ранней помощи «Даунсайт Ап». Это обстоятельство положительно сказывается на процессах адаптации и коррекции развития, в отличие от детей, чьи родители не использовали эту возможность в силу тех или иных причин. Анализ наблюдений показал, что дети, занимавшиеся с педагогами в центре легче идут на контакт со взрослыми и сверстниками, они уже знакомы с организованными видами деятельности, имеют представление о коллективе и комфортно чувствуют себя в нем. И сами родители получили психологическую поддержку, овладели элементарными способами общения с ребенком.
Наш детский сад, в лице заведующей Лебедевой Н.В. и Благотворительный фонд «Даунсайт Ап» подписали договор о сотрудничестве в области реабилитации, социальной адаптации детей с синдромом Дауна, путем интеграции их в среду обычных детей в дошкольном образовательном учреждении. «Даунсайт Ап» оказывает большую помощь в работе нашим педагогам, приоритетно приглашает их для участия в обучающих программах и семинарах, открытых занятиях, консультациях, на которых можно получить теоретические и практические навыки работы, обеспечивает научно – методической литературой. Службы ранней помощи «Даунсайт Ап» и Лекотека являются подготовительным этапом приема ребенка в инклюзивную группу.


Этот этап можно назвать «точечной инклюзией», когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

Следующая ступень инклюзивной вертикали – это когда воспитание и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках нашего дошкольного учреждения, где сопровождается комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощью для адаптации в среде здоровых сверстников. Это позволяет обоснованно и дифференцировано определить возможные вариативные индивидуальные стратегии дальнейшего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе.

В нашем детском саду присутствует «Частичная инклюзия». Дети с особыми образовательными потребностями осваивают учебный материал в ходе индивидуальной работы с педагогами, так как для особых детей ведущей деятельностью является обучение. По результатам обследования и диагностики составляются индивидуальные программы развития и обучения ребенка, учитывая особенности каждого. Это подготовительная работа позволяет включение детей с особыми образовательными потребностями, так же и детей с синдромом Дауна, в группу сверстников во всех видах деятельности: продуктивной, трудовой, игровой.
Вариант «полной инклюзии» предполагает посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным интеллектом возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок присутствует на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения. В настоящее время подготовительную к школе группу посещают дети – инвалиды: девочка с дисплазией левой руки, мальчики с полинифритом и с пороком сердца.

Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей здоровых и с особенностями развития. Совместное обучение детей с различными стартовыми возможностями позволяет малышам с ОВЗ полноценно развиваться, общаясь со сверстниками, а дети без отклонений в развитии учатся быть толерантными, милосердными, терпимыми, оказывать помощь на занятиях, принимать в игру.
Специалисты очень много проводят времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри. Основная идея — наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритетом в работе с особыми детьми являются, скорее всего, не только конкретные знания и навыки, а самочувствие и развитие личности.

Наши воспитанники растут. И встает вопрос: в какую школу отдать ребенка – в коррекционную, в массовую инклюзивную, в школу надомного обучения? Ответ на этот вопрос должен быть ОЧЕНЬ индивидуальным, особенно, когда речь идет о детях с нарушениями в интеллектуальной сфере. Нас это касается, поскольку нам совсем не безразлична судьба наших воспитанников и судьба вложенного труда по их развитию и обучению. Кто и как должен определять маршрут дальнейшего образования детей со специальными нуждами после инклюзивной группы детского сада?

Мы думаем, что должны быть другие учреждения следующего образовательного звена, обеспеченные готовностью и возможностями работы с особыми детьми.

Па базе нашего детского сада 19 мая 2010 года прошел семинар – совещание «Формы организации работы с детьми дошкольного возраста, имеющими сложный дефект развития» под руководством начальника отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения Департамента образования города Москвы Головченко Г.В.. Так же выступали родители, чьи дети имеют сложную структуру дефекта развития. Они высказывали обеспокоенность о дальнейшей судьбе своих детей, говорили о том, что в России на 56 тысяч обычных школ приходится только 1,5 тысячи вспомогательных, куда с диагнозом «синдром Дауна» тоже стараются не принимать, нет возможности получить профессию, найти работу, и аргументировано доказывали, что необходимо открытие классов для детей с несколькими различными дефектами.

Для нас очень важно, чтобы наши воспитанники попадали в дальнейшем в соответствующую учебно-развивающую среду.

Выпускники 2008года дети – инвалиды с органическим поражением ЦНС обучаются в коррекционной школе № 482 и в частной школе «Апогей». Выпускники 2009 года пошли в первый класс школы здоровья № 1959.

В этом году у нас состоялся первый выпуск детей с синдромом Дауна. Большого труда стоило родителям записать детей в коррекционную школу 8-го вида №991. Не исключенными из системы образования оказались выпускники, имеющие тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Они не лишились возможности быть в коллективе сверстников, обучатся предметно-практической и доступной трудовой деятельности, научиться чему — то новому. Такие выпускники обучаются в коррекционной школе №530, в классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Другой выпускник живет в интернате социально-медицинского характера, но выходные и праздничные дни проводит дома с семьей.

Опираясь на успехи после нашей инклюзивной группы, специалисты других учреждений могут продолжать работу по развитию и обучению детей со специальными потребностями, чтобы в будущем эти дети могли быть включены в социум по своим возможностям.

У детей, воспитанных в условиях инклюзии, есть возможность продолжить обучение в ГОУ СОШ № 1902.

Детский сад расширяет рамки работы по оздоровлению детей, поступивших на обучение в школу. Начальные классы СОШ № 1902 с 1-го по 4 продолжают профилактические и реабилитационные мероприятия в физкультурном зале, сауне, бассейне и в специально оборудованном медицинском центре (на базе детского сада) и по проведению массажа (средним медицинским персоналом детского сада по назначению специалистов-врачей на базе школы).

Поэтому хочется верить, что при правильно выбранных способах и методах работы с особенными детьми их будущее окажется светлее, а трудности, с которыми они, безусловно, столкнутся, будут для них посильны.

Мы находимся только в самом начале развития инклюзивного образования в России. Мы будем работать дальше, и будут появляться и ответы, и новые идеи и предложения, и новые вопросы. Ведь главная цель образования будущего – создание условий для формирования личной успешности каждого обучающегося и воспитанника.