Мир без барьеров и границ

«…Профессия моя – дать детям то прозрение,
Которое поможет жить, учиться и творить».


В настоящее время в городе Москве разработана модель инклюзивного образования. Её целью является создание для детей с ограниченными возможностями здоровья безбарьерной среды в обучении и условий для успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности в будущем.

Наше учреждение принимает активное участие в этом перспективном педагогическом процессе, реализуя программу Московского образования.

Я, Хамидуллина Разида Социаловна, работаю в ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2328 учителем – логопедом с детьми — инвалидами со сложной структурой дефекта развития. Это воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста, которые посещают интегрированные группы, где дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются среди здоровых сверстников. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, а иногда и элементарного образования. Все это приводит к изоляции и, соответственно, к недостаткам развития, что является проблемой неравных возможностей. Я понимаю, что инклюзивное обучение означает — искать пути для всех детей, ценить их в независимости от способностей и достижений. На своих занятиях стараюсь раскрыть возможности ребенка с помощью образовательной программы, которая подобранна в зависимости от особенностей каждого и позволяет активизировать позитивные стороны личности. Комплексная коррекционная работа проводится в тесном взаимодействии со всеми специалистами детского сада.

Главным в своей работе считаю: формирование речевой потребности, развитие умения слушать, понимать, видеть, мечтать, говорить, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку. Для достижения положительной динамики использую различные методы, приемы и формы, современные технологии, в том числе интерактивную доску для проведения нетрадиционных занятий.

В нашем учреждении каждого ребенка принимают и считают важным членом коллектива. Дети с ограниченными возможностями здоровья привлекаются во все виды деятельности со сверстниками, это дает возможность им в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Совместное обучение и воспитание формирует у ребят активную жизненную позицию и воспитывает толерантность, позволяют преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.

Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми, но они имеют право учиться, а значит, всем им, какими бы тяже"лыми ни были нарушения развития, должна предоставляться воз-можность получить образование, чтобы стать более самостоятельными. Они могут учиться, но по специальным индивидуальным программам. Представьте, до занятий ребенок не узнавал сверстников, не реагировал на их голос, а после — научился. Другой пример, неговорящий мальчик научился выполнять простые инструкции «ВОЗЬМИ», «ПОЛОЖИ», сопровождаемые указательным жестом, находить названную игрушку среди других. У него появились облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: машина-ма, здравстуй-зра, кушать-ам и др. Для непосвященных — нулевая динамика, для мамы и меня – положительная.

То, что легко дается другим детям – для моих «особых» детей большое достижение. Многие из них никогда не научаться читать, писать и считать, но это не лишает их права обучаться у специалистов, чтобы стать более самостоятельными.

Одним из важнейших направлений в своей педагогической деятельности считаю работу с родителями. Очень важно научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, найти в сложной ситуации позитивное решение. Я всегда помню, что дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, как бы на иссушенной почве, они проживают свою единственную и неповторимую жизнь. И моя задача помочь маленьким москвичам, вопреки недугу, занять достойное место в обществе, успешно преодолеть жизненные трудности. Это огромный и длительный ежедневный труд не только в моей работе, но и самого ребенка. Я испытываю чувства радости, когда ребенок, который не может выразить свои чувства словами, заглядывая в мои глаза, гладит по руке, обнимает, и я вижу в этих глазах огромный мир его желаний, любопытства и доверчивости. Я счастлива и испытываю гордость, когда слышу первые звуки, слова произнесенные ребенком. Теплое общение, эмоциональная открытость помогают мне выполнять долгую, трудную, но такую благодарную работу по реабилитации особенного ребенка. Я искренне верю, что нет другой профессии, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики, прозорливость психологии.

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду интеллектуально сохранных детей в работе нашего учреждения оказалась успешной.

И я, как учитель-логопед, готова нарабатывать опыт работы и обмениваться им, и вижу дальнейшие перспективы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по программе Московского образования.